Ирина Никитина
План работы с библиотекой (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Новосолянский детский сад»Колосок»
Совместный проект с библиотекой СДК «Здравствуй, книга!»
Руководитель проекта:
воспитатель Никитина И. Г.
2017-2018 уч. Г
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы.
Задачи проекта:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;
Публикация «План работы с библиотекой (старшая группа)» размещена в разделах
• Воспитывать патриотизм через знакомство с произведениями поэтов и писателей Курского края;
• Осуществлять сотрудничество с детской библиотекой для приобщения детей к социальному миру;
• Расширять представление об особенностях словесного искусства;
• Развивать словесное творчество детей.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, художественно- творческий.
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители, сотрудники сельской библиотеки.
Актуальность проекта.
Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования - в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с различными центрами дает дополнительный импульс для духовного и социально-личностного развития ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. С учреждениями заключены договоры о сотрудничестве. В планах совместной работы раскрыты разделы : работа с педагогами, совместная работа с детьми и родителями. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества учета запросов общественности, принятии политики детского сада социумом, сохранению имиджа учреждения в обществе, установлению коммуникаций между детским садом и социумом. Создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и их социальное развитие является очень актуальным.
Проект построен на основных принципах социокультурного развития:
• Гуманистический;
• Обусловленности возрастным закономерностям развития ребенка;
• Многогранности (через различные грани культуры, природы, жанров искусства);
• Концентричности (обогащение, наращивание ценностей и способов познания);
• Диалогичности;
• Интеграции;
• Индивидуализации, дифференциации.
Проект посвящён ознакомлению дошкольников с лучшими образцами детской художественной литературы, в том числе, с писателями и поэтами Курского края и их творчеством. Актуальность проекта заключается в том, что современные дети мало знают о стране, в которой живут, родном селе, особенностях народных традиций, талантливых людях своего края. Проект направлен на развитие и углубление у детей дошкольного возраста эстетического познания о литературе, которая является важной составляющей в патриотическом воспитании каждого человека.
Цель совместного проекта: использование фондов, средств библиотеки для воспитания грамотного читателя, привития интереса к чтению, развитие познавательных способностей детей.
Направления деятельности:
- проведение выставок, семинаров, бесед и других мероприятий с воспитанниками МБДОУ, их родителями и сотрудниками;
- предоставление сотрудникам МБДОУ право пользования методической и художественной литературой;
- посещение детьми МБДОУ праздников и других мероприятий, проводимых в библиотеке.
Постановка проблемы.
Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, отношении с окружающими. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально- психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Свою реализацию эта задача может найти через проект «Здравствуй, книга!», в ходе которого дети не только узнают много нового и интересного о Курской земле, но и станут связующим звеном между прошлым и будущим нашей Родины, при этом сохраняя весь накопленный опыт поколений.
Задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть красоту художественного слова, всё разнообразие форм и стилей, созданных талантливыми авторами. И тем самым приобщить дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание проекта раскрывается через непосредственно образовательную деятельность с детьми, образовательную деятельность при проведении режимных моментов и самостоятельную деятельность детей.
Предполагается использование следующих форм работы с литературным произведением:
- ролевые игры по литературным сюжетам;
- инсценированние;
- драматизация;
- выразительное чтение стихотворений;
- совместное обсуждение прочитанного произведения;
- пересказ;
- рисование;
- создание собственных рассказов и сказок, стихов и загадок,
- создание книжек – малышек.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный:
- наличие методической, детской художественной литературы, пособий и наглядного материала;
- наличие предметно – развивающего пространства;
- договор и план взаимодействия с библиотекой.
Основной:
- выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели.
Заключительный:
- проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;
- подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.
Этапы реализации проекта.
Содержание работы Срок
Подготовительный этап
(Выбор программ и технологии по проекту «Здравствуй, книга!».
(Подписка на литературно – художественные детские журналы.
(Пополнение библиотеки, фонотеки и предметно – развивающей среды группы :
- портреты детских писателей;
- подборка детских книг;
- видеозапись лучших занятий и мероприятий, посвященных проблемам детского чтения и детской книге;
- видеозапись литературных праздников, конкурсов, телепередач, связанных с детской литературой;
- составление картотеки статей и книг по вопросам детской литературы и детского чтения;
- картотека дидактических игр по развитию образной речи;
- накопление, систематизация творческих работ детей;
- разработка диагностических материалов. Сентябрь –
октябрь
2017 г.
Основной этап
Консультации для родителей
• «Вопросы формирования грамотного читателя в программе «Радуга»;
• «Гигиенические требования к книгам для дошкольников»;
• «Практические рекомендации для родителей по воспитанию грамотного читателя»;
• «Детское словотворчество»;
• Примерные списки литературы для домашнего чтения.
Работа с семьей
• Родительские собрания:
- «Пришли мне чтения доброго»,
- «Воображение и творчество».
• Анкетирование «Телевизор, книга, ребенок».
• День открытых дверей.
• Презентация авторской книги (книги – самоделки).
Участие в конкурсах, выставках продуктивной деятельности в рамках тематики проекта
- «Лучший сказочник»
- «Лучший знаток детских книг»
- «Обложки любимых книг»
- Иллюстрации Карандаша к любимой книжке»
- Сборник детских стихов «Про все и обо всем»
- Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников – иллюстраторов детских книг
- Выставка детских поделок, макетов, сделанных по мотивам прочитанных произведений
- «Интеллектуальный марафон» (викторина по произведениям курских писателей)
Участие в смотре – конкурсе книжных уголков, в акциях
- «Подари саду книгу»,
- «Книжкина больница».
Праздники на базе детской библиотеки :
- «Наш Чуковский»
- «Книжкин праздник (день рождения С. В. Михалкова»
- «Книжка подмышкой»
Целевые экскурсии:
- Знакомство с детской библиотекой,
Заключительный этап В течение 2017-18 учебного года
Октябрь, 2017
апрель, 2018
Октябрь, 2017 - апрель, 2018 г.
В соответствии с планом сотрудничества
• Проведение итогов реализации проекта.
• Подготовка материала для размещения на сайте ДОУ Апрель, 2017 г.
Ожидаемые результаты:
- Проявление у детей интереса и уважения к мастерам художественного слова.
- Понимание детьми всей значимости литературного наследия для будущих поколений.
- Создание качественной предметно-пространственной речевой среды.
Месяц Название мероприятия Содержание
Октябрь Экскурсия в библиотеку :
«В гостях у книжки» - игра путешествие по библиотеке. • Беседа о правилах поведения в библиотеке, обращении с книгами, выбор книг.
• Путешествие в историю книги.
Ноябрь «Приглашаем в гости к сказке» - литературный час -игра. • Литературная викторина «Знаешь ли ты сказки?»
• Конкурс рисунков к любимым сказкам.
Декабрь «Твои права и сказочная страна» - литературная слайд-викторина. • «Ваши права, дети!» беседа
• Просмотр мультфильма.
Январь «День Ильи Муромца и всех богатырей» - игра путешествие по сказкам и былинам. • «Былинный богатырь Илья Муромец» презентация.
• Просмотр мультфильма.
Февраль «Клянемся рыцарями быть»
(23 февраля – День защитника Отечества) • Рыцарский турнир.
• Беседа о защитниках отечества.
Март «Удивительный мир поэзии» - день поэзии (21 марта Всемирный День поэзии) • «Радуга талантов» выставка детских рисунков к стихам детских поэтов.
• Чтение стихов детьми.
Апрель Книга лучший друг детей» (2 апреля - Международный день детской книги) • «Сказки дедушки Корнея» - литературный час.
• Викторина по сказкам Корнея Чуковского.
Май «Мудрый храм души - библиотека» Всероссийский день библиотек) • Дети поздравляют библиотекарей. Поздравительная открытка, чтение стихов.
• Презентация о совместных мероприятиях в библиотеке.
Июнь «Праздник Детства» (1 июня - День защиты детей) • Организация конкурсов для детей на стадионе «Урожай»