Ольга Даньшина
План кружковой работы «Бумажная фантазия» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Работа в кружке «Бумажная фантазия» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки и привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Общаясь с бумагой, ребенок угадывает ее качества, развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи. При складывании фигурок одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка. Работа с бумагой имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно кропотливо работать. Изготавливая поделки из бумаги, дети удовлетворяют свои познавательные интересы, расширяют информированность в данной образовательной области, обогощяют навыки общения и приобретают умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Детям нравиться изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, с которой можно поиграть или подарить. Кружок незаметно воспитывает детей, учить их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а кружок дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.
Публикация «План кружковой работы „Бумажная фантазия“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей, удовлетворения их интересов и склонностей. Развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики. Для достижения цели, педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих задач:
Обучающие:
1. Формировать умения следовать устным инструкциям;
2. Обучать различным приемам работы с бумагой;
5. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
3. Развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику руки посредством бумагопластики.
4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения коллективных работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим совместной деятельности, наполняемость групп)
Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, в вечернее время. Продолжительность занятий 25 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Циклограмма
15.30- 15.34 Вводная часть Сюрпризный момент
15.34 – 15.52 Основная часть Беседа, обсуждение
15.52 – 15.55 Заключительная часть Подведение итогов
Формы и методы работы :
1. Беседы
2. Рассказ
3. Сказка
4. Рассматривание иллюстрации
5. Показ образца выполнения последовательности работы.
Материалы и инструменты, необходимые для работы :
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Фломастеры
3. Схемы
4. Клей
5. Ножницы
6. Глазки
7. Гофрированная бумага
8. Бумажные полоски шириной 5-7 мм
К концу года дети должны:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• научатся следовать устным инструкция;
• создавать изделия из бумаги;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с искусством оригами;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Бумажная фантазия»
• составление альбома лучших работ;
• проведение выставок детских работ.
Самостоятельная деятельность детей
• Создание альбома со своими поделками.
• Изготовление поделки по желанию.
• Игры с игрушками оригами.
• Дорисовка недостающих элементов.
Месяц Тема Цель Виды деятельности
сентябрь 1неделя - -
2 неделя - -
3 неделя
Вводное занятие
«Волшебная бумага»
-Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).
-Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает).
-Развивать мелкую моторику рук
-Воспитывать у детей бережное отношение к предметам.
-Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем. - рассматривание;
- беседа;
- наблюдения;
4 неделя
«Техника бумажный комочек» «Пингвин».
-Познакомить ребят с новой техникой;
-Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек.
-Показать детям способы применения бумажного комочка;
-Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
- показ;
- беседа;
октябрь 1неделя Петли «Ромашка»
-Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации.
- Научить детей из полосок, делать петли
- Развивать мелкую моторику руки,
-Развивать творческие навыки детей в аппликации;
- совместная деятельность;
- сказка;
- показ;
- объяснение;
2 неделя Петли «Лебедь»
-Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице;
-Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.
-Развивать речь, внимание, воображение.
- Развивать мелкую моторику руки, -совместная деятельность;
-рассматривание иллюстраций
-показ;
3неделя
Петли «Ёлка»
-Продолжать учить делать петли из полосок разной длины;
-Развивать творческие навыки детей в аппликации;
-Развивать мелкую моторику руки.
-совместная деятельность;
- показ;
- игровая ситуация;
4 неделя Петли «Бант»
-Закрепить умение делать петли разной длины;
-Развивать творческие навыки детей в аппликации;
-Развивать мелкую моторику руки.
- совместная деятельность;
ноябрь 1 неделя Оригами «Собачка»
-Познакомить детей с «оригами».
-Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
-Развивать мелкую моторику руки, -совместная деятельность;
-игровая ситуация;
-словесное описание
2неделя Оригами «Лисичка»
-Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку, используя известные приемы складывания;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
-Развивать мелкую моторику руки;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-показ
-словесное описание
3неделя Оригами «Домик»
- Закреплять умение детей следовать устным инструкциям;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
-Развивать мелкую моторику руки;
-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами
- совместная деятельность;
- словесное описание
4 неделя Оригами «Кораблик»
-Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба); ориентироваться на листе бумаги;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе - совместная деятельность;
- показ
декабрь
1 неделя Веселый конус «Лягушка»
-Познакомить детей с объёмными игрушками на основе конуса.
-Развивать интерес к художественному творчеству;
-Развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-игровая ситуация;
-словесное описание
2 неделя Веселый конус «Мышка»
-Продолжать учить детей изготовлять объемные поделки;
-Познакомить со способами закручивание круга, круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
-Развивать мелкую моторику руки;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-показ;
-словесное описание
3 неделя Веселый конус «Поросенок»
-Продолжать закреплять способы закручивание круга, круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
-Развивать мелкую моторику руки;
-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги
- совместная деятельность;
- словесное описание;
- драматизация
4 неделя Веселый конус «Елка»
-Закреплять умение работать с бумагой;
-Закреплять способы закручивание круга, круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;
-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
-Развивать мелкую моторику руки;
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость
- совместная деятельность;
- показ
январь
1 неделя -
2 неделя
3 неделя Квилинг «Ветка рябины»
-Познакомить с новым видом работы, выполненных в технике квиллинг.
-Познакомить с новым элементом «капелька»;
-Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;
-Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)
- совместная деятельность;
- словесное описание;
4неделя Квилинг «Цыпленок»
-Закреплять приемы выполнения квиллинга;
-Формировать навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость
- совместная деятельность;
- показ;
- словесное описание;
февраль
1 неделя Мятые шарики «Колобок»
-Познакомить детей с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;
-Развивать навыки мелкой моторики
-Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно креативные способности;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-игровая ситуация;
2 неделя Мятые шарики «Осьминог»
-Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;
-Развивать навыки мелкой моторики
-Развивать у детей творческую активность, фантазию;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-показ;
-словесное описание
3 неделя Мятые шарики «Снегирь»
-Продолжать умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики.
-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.
- совместная деятельность;
- словесное описание;
- загадка
4 неделя Мятые шарики «Яблоня»
-Закреплять умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики.
-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.
- совместная деятельность;
- показ
март
1 неделя Торцевание «Цветок»
-Познакомить детей с новой техникой торцевание,
-Научить создавать композиции в данной техникой;
-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;
-Воспитывать интерес к работе
-совместная деятельность;
-показ;
-объяснение
2 неделя Торцевание «Гриб мухомор»
-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;
-Развивать навыки мелкой моторики
-Развивать у детей творческую активность, фантазию;
-Воспитывать аккуратность в работе
-совместная деятельность;
-показ;
-словесное описание;
-загадка
3 неделя Торцевание «Голубь»
-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;
-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей
-совместная деятельность;
-словесное описание;
-загадка
4 неделя Торцевание «Рыбка»
-Закреплять приемы торцевания;
-Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца
-совместная деятельность;
-показ;
-загадка
апрель
1 неделя Объемная «Груша»
-Познакомить детей с новой техникой;
-Научить создавать композиции в данной техникой;
-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;
-Воспитывать интерес к работе
-совместная деятельность;
-показ;
-объяснение
2 неделя Объемная «Божья коровка»
-Формировать практические навыки работы с бумагой;
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;
-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца
-совместная деятельность;
-показ;
-словесное описание;
-загадка
3 неделя Объемная «Арбуз»
-Продолжать создавать композиции в данной технике;
-Развивать у детей навыки работы с бумагой;
-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость
-совместная деятельность;
-словесное описание;
-загадка;
-объяснение
4 неделя Объемная «Березка»
-Закреплять умение создавать композиции;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца
-совместная деятельность;
-показ;
-загадка
май
1 неделя Веселые круги «Чебурашка»
-Учить создавать поделки своими руками;
-Развивать моторику рук;
-Закреплять знания о геометрических фигурах;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе -совместная деятельность;
-показ;
-загадка
2 неделя Веселые круги «Собачка»
-Формировать практические навыки работы с бумагой;
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе -совместная деятельность;
-словесное описание;
-загадка
3 неделя Веселые круги «Совушка Сова»
-Продолжать создавать композиции в данной технике;
-Развивать у детей навыки работы с бумагой;
-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость
-совместная деятельность;
-словесное описание;
-загадка;
4 неделя Веселые круги «Бабочка»
-Закреплять умение создавать композиции;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца
-совместная деятельность;
-показ;
-загадка
Перспективный план занятий
Месяц Тема месяца Название
Сентябрь Вводное -
-
-Волшебная бумага
-Бумажный комок
Октябрь Петли -Ромашка
-Лебедь
-Елка
-Бант
Ноябрь Оригами -Собачка
-Лисенок
-Дом
-Кораблик
Декабрь Веселый конус -Лягушка
-Мышка
-Поросенок
-Елка
Январь Квилинг -
-
-Ветка рябины
-Цыпленок
Февраль Мятые шарики -Колобок
-Осьминог
-Снегирь
-Яблоня
Март Торцевание -Цветок
-Гриб мухомор
-Голубь
-Рыбка
Апрель Объемные -Груша
- Божья коровка
-Арбуз
- Березка
Май Веселые круги -Чебурашка
-Собака
-Совушка-сова
-Бабочка
Список используемой литература:
1. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.
2. Кириченко Г. В. Объемные оригами. – М. :Астрель; СПб: Полигон, 2012. – 144с.
3. Черенкова Е. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХIвек», 2007. – 154с.
4. Игрушки из бумаги. - СПб. : КРИСТАЛЛ. 1997.
5. Электронный журнал: https://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/modulnoe_origami_kubik.html
6. Электронный журнал: https://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
7. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». М: Карапуз, 2009г.
8. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г
9. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М. : Издательство Эксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
10. Афонькин. С. Ю Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами. СПб. ; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.