Ирина Белозерова
План работы по самообразованию «Воспитание детей первой младшей группы посредством трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 109 «Букварёнок», город Вологда,2023 учебный год
План работы по самообразованию : «Воспитание детей первой младшей группы посредством трудовой деятельности»
Воспитатель :Белозерова Ирина Павловна
Тема: «Воспитание детей младшей группы посредством трудовой деятельности»
Цель: формирование у детей основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Воспитание детей первой младшей группы посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• развитие трудовых навыков;
• включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
• воспитание положительного отношения к труду.
Актуальность.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.
Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают прежде всего дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по своему.
В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают : когда-то и детям придётся трудится, и уже сейчас в 2-3 года необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.
В детском саду к детям предъявляются следующие требования:
1. Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
2. Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
3. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
4. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
5. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.
Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.
При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё.
Трудовую деятельность проводим весной на участке. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной. Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.
Постепенно дети усваивают некоторые правила:
1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
2. Начатое дело не откладывать на потом.
3. Закончил трудиться – убери за собой.
Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его
значении в общественной жизни людей;
• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе
выполнения поставленной задачи;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых
и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и
средствах труда.
Форма самообразования : индивидуальная.
Формы работы :
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы по самообразованию.
1. Изучение специальной методической литературы (в течении года)
Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.;
Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.;
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.;
Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987.;
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы.
2. Практический этап.
Изучение методики и технологий педагогов в Интернете. (в течении года)
Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов. (сентябрь-декабрь)
Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание». (сентябрь)
Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».(октябрь-ноябрь)
Проект на свою тему: «Труд дошкольников»; «Зеленый уголок»(в течении года)
Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков. (в течении года)
Картотека игр по развитию навыков самообслуживания. (в течении года)
Картотека игр на ознакомление детей с хозяйственно - бытовым трудом. (в течение года)
Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых. (в течении года)
Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».(март)
Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону
(оборудования для трудового воспитания). (май)
Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. (май)
Выставка фотографий детей «Мы любим трудиться»(апрель-май)
Работа с родителями.
Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного
материала. (в течении года)
Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в
семье».(октябрь)
Консультации для родителей:
1.«Трудовое воспитание в семье»;
2.«В семье трудовой»;
3.«Какой труд доступен детям».(в течении года)
Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение
территории, посадка цветов и деревьев).(апрель-май)