Дженнет Ильясова
План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.
Задачи:
1. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Публикация «План работы по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
3. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» -Создание картотеки потешек для работы с детьми. -Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах. --Анкетирование
-Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
октябрь -Создание картотеки загадок.
-Консультация для воспитателей
-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»
-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.
-Открытый показ ООД «Устное народное творчество»
-Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
-Досуг «Вечер загадок». -Посещение открытого занятия на «День открытых дверей»
-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
ноябрь -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
-Открытый показ ООД в младшей группе. -Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
-Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) -«Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация
декабрь -Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». -Хороводы, народные подвижные игры.
- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». -Родительское собрание «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»
январь -Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». -Долгосрочный проект «Речевое развитие детей средствами устного народного творчества»
-(Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
-«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование -Конкурс на лучшую книжку- малышку «Потешки, песенки»
Изготовление буклета для родителей с жанрами УНТ
февраль -Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». - Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками. -Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
март -Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры) -Знакомство с закличками, потешками о солнце.
-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
-Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. -Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» -Развлечение «Широкая Масленица»
апрель - -Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.
-Открытый показ ООД в младшей группе. -Открытый показ ООД «В поисках исчезнувших книг»
-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
-Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» -Посещение открытого занятия на «День открытых дверей»
-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»
май -Выступление «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
-Игры- драматизации по знакомым сказкам. -Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Список изучаемой литературы:
1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.