Алла Шестерняк
План работы по самообразованию в старшей группе «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя старшей группы № 2
на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Цель:
• Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
• Воспитывать дружеские отношения между детьми;
• Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
• Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Публикация «План работы по самообразованию в старшей группе „Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе“» размещена в разделах
- Дружба, друзья. Планирование
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Актуальность темы.
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которых позже взойдут ростки истинного понимания дружбы. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.
Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию дружного коллектива в целом.
Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими. Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве: устойчивого чувства (Ж. -Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е. И. Кульчицкая, А. А. Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С. А. Козлова); избирательной эмоциональной привязанности (И. С. Кон). Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т. А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду. Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия «дружба». Очевидно, все составляющие «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Лялина Н. А Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками. /Санкт-Петербург /2010.
2. Л. М. Щепинина., Защиринская О. В. ,Азбука общения. /Детсво пресс/ 2007.
3. М. И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка. /Москва /1997.
4. Т. А. Макарова., В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». Изд. /Просвящение/./ Москва/.1968.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.
6. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2014.
7. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс.. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010.
8. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду. /Мозайка Синтез/ 2009
Работа с детьми Сентябрь Чтение зарубежной литературы и ознакомление с писателем: Шарль. П., Андерсен., «Ослиная шкура»., «Свинопас».Обсуждение рассказов.
Показ кукольного театра : «Заюшкина избушка».
Этические беседы: «Береги книгу».
Рисование: наша дружная группа «радость»
Октябрь Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости».
Разучивание новых пальчиковых игр на тему Дружба : «У Оленя дом большой», «Жили были гномики», «Апельсин»,
«Дружат в нашей группе», «В гости к пальчику большому».
Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».
Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».
Просмотр мультфильма
«Умка». Игра «Вежливые
слова»
Ноябрь Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки».
Просмотр м/ф «Последний лепесток».
Чтение стихотворения В. В Маяковский «Что такое хорошо,что такое плохо».
Повторение выученных пальчиковых игр (в течении года).
Чтение и обсуждение стихотворения «Федорино горе».
Игра-драматизация
«Девочка чумазая»
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга.
Опрос детей: «Что же такое дружба». Игровая ситуация:
«Какими качествами
должен обладать
твой друг?»
Декабрь Этические беседы о дружбе : «С чего начинается Дружба?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Хороший ли ты друг?»,
«Жадина».
Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».
Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Подружки».
Просмотр м/ф Сутеева «Мешок яблок».
Январь Этические беседы о взаимопомощи : «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».
Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы».
Просмотр м/ф «Просто так».
Февраль Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».
Чтение произведений Л. Н. Толстого «Лев и собачка»., «Карасик». Обсуждение.
Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.
Март Этические беседы о доброжелательности:
«Добрые дела», «Хорошие товарищи».
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».
Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»
Просмотр м/ф «Кот Леопольд». Игра-имитация
«Послушай и угадай»
Апрель Этические беседы на тему «Правда -неправда» : «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Просмотр м/ф «Голубой щенок». Игра» Дружба
начинается
с улыбки»
Май Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».
Чтение стихотворения Е. Серовой «Нехорошая история»
Разучивание песни на тему дружба «Настоящий друг».
Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка».
Конкурс: «Правила дружбы надо знать и четко их соблюдать!».
Разучивание стихотворения
Юрий Энтин «Дружит с солнцем ветерок».,
Агния Барто «Двояшки».,
Елена Благинина «Пришла ко мне подружка».
Рисование на шариках лица друга. Упражнение
«Обезьянка»
Сюжетно-ролевая
игра
«Забавные гномики»
Работа с семьёй Октябрь Консультации для родителей «Детская дружба», «Развитие коммуникативных навыков у детей»
Выставка «Как научить малыша играть» (папка передвижка)
Декабрь Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок».
Апрель Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком» Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?»
Самореализация Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Литература:
1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2.
2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3.
3. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.
5. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010.
6. Шалаева Г. П., Сазонова О. Г., Журавлева О. М., Правила поведения для воспитанных детей. - Издательство Малыш 2015.