Ольга Харченко
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие связной речи детей подготовительной группы».
Актуальность темы:
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка. К семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей подготовительной группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы : занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т. д., а также интегрированные занятия.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• Подобрать и систематизировать материал по развитию речи;
• Разработать и оформить в виде памяток и консультаций материал для родителей;
• Привлечь родителей к организации работы с детьми в области развития речи;
• Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по данному направлению.
• Подвести итоги проделанной работы.
1 этап – диагностический
Сентябрь 2024
1. Проведение диагностики детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
3. Обновление уголка развития речи.
4. Разработка памяток и консультаций для родителей.
2 этап – практический
Октябрь 2024 г.
1. Работа над пересказами с использованием опорных картинок. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам выпуск 1»
2. Развитие артикуляционного аппарата детей «Веселые сказки о язычке» Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».
Ноябрь 2024 г.
Формирование правильного звукопроизношения.
1. Разгадывание загадок-складок.
2. Проговаривание и разучивание чистоговорок и скороговорок.
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».
Декабрь 2024 г.
Проведение дидактических игр, направленных на развитие речи, развитие речевого аппарата, развития слуха и внимания.
«Живое слово», «Узнай, что звучит», «Сдуй шарик, «Насос», и т. д
1. Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».
2. Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр для речевого развития.
Январь 2025 г.
1. Проведение вечера загадок с детьми.
2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
- «Зайка – зазнайка»,
- «Волшебные слова»,
- «Непослушный Ваня».
Консультация: «Сказкотерапия – как средство развития речи дошкольников».
Февраль 2025 г.
1. Чтение и беседы по рассказам: - «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «КакСаша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
Консультация: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Март 2025 г.
1. Работа над пересказами с использованием опорных картинок. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам выпуск 2»
2. Обучение составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка»
Информационный листок «Книжки в нашем доме». Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи у дошкольников»
Апрель 2025 г.
Проведение дидактических игр, направленных на обогащение словаря: «Играем со словом», «Хлоп-хлоп», Какое слово потерялось» и т. д.
Беседа «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»
3 этап – заключительный
Май 2025
1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.
Литература по теме:
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
8. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
9. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
10. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
11. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М. : ООО «Эксмо», 2003.
12. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
13. Шукейло В. А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.