Папки-передвижки

План работы по самообразованию «Русский фольклор как средство развития речи дошкольников»

Елена Владимировна Распопова
План работы по самообразованию «Русский фольклор как средство развития речи дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с» № 2 «Солнышко»

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ

/___/ Т. А. Тихобаева

План работы по самообразованию

на 2021 – 2022год год.

Тема: «Русский народный фольклор как средство развития речи младших дошкольников»

Воспитатель: Распопова Е. В.

Ветлуга

Содержание

Введение___3

Актуальность. ___3

Этапы работы. ___4

Организация практической работы___ 5

Планируемые результаты___9

Планирование работы на год___10

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Публикация «План работы по самообразованию „Русский фольклор как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.

Введение

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п., а также сопровождались жестами, мимикой. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Актуальность:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

В работе с детьми младшего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Этапы работы.

Теоретический этап: Изучение литературы по данной теме

Практический этап:

Использование интернет – ресурсов

Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки)

Подборка аудио сказок

Составление картотек загадок, потешек, поговорок

Составление картотеки речевых игр

Составление картотеки игр, для развития звукового произношения

Пути реализации:

Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

Повседневная жизнь в группе.

Изучение разных форм фольклора.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей

Оформление папок передвижек

Подбор консультативного материала по данной теме

Родительское собрание «Развиваем речь в саду и семье»

Совместные посиделки ежеквартально

5. Театрализованная деятельность.

Организация практической работы.

Моя тема по самообразованию: «Русский народный фольклор как средство развития речи младших дошкольников».

В начале года в группу пришли новые дети 3х лет. Работая с ними, я заметила, что дети очень плохо говорят. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и это - детский фольклор.

Цель: Формирование речи младших дошкольников через русский народный фольклор

Задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей младшего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Образовательную деятельность строила на основании следующих жанров фольклора: потешки, заклички, считалки, колыбельные песни, загадки, сказки.

Народные песенки и потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.

Все мы знаем, что знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

Одним их эффективных приемов развития речи детей считаю театрализацию сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогал подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба».

Развитие речи детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в раннем возрасте детей знакомят с куклами, давала с ними играть, спрашивала, из какой они сказки. Разыгрывали хорошо знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни.

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) — это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что использование в повседневной жизни прибауток помогали детям познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают позитивное восприятие. В прибаутках для детей использовала слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

Заклички один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

В ходе работы составила картотеки игр с использованием фольклорных форм. Так же делюсь своим опытом с воспитателями.

В работе моими помощниками являются родители. Считаю, что только совместная работа с родителями даёт положительные результаты. Регулярно провожу беседы по интересующим их вопросам, стараюсь устанавливать доверительные и доброжелательные отношения, привлекаю к активному участию в жизни группы и детского сада. Организовываю и провожу семейные конкурсы рисунков, поделок на различную тематику.

С целью вовлечения семьи в образовательный процесс пропагандирую педагогические знания среди родителей, используя разнообразные формы: анкетирование и опросы родителей, подборку тематических консультаций, «Библиотеку для молодых родителей», родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные беседы. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ: участвуют в организации и проведении утренников, вечеров – развлечений, общественной жизни ДОУ, села. С их активной помощью создана развивающая среда группы. В результате систематической работы у меня сложились с родителями доброжелательные и доверительные отношения, которые помогают формированию у детей положительных черт характера, усвоению программного материала.

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству - фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

- Сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

- Повысится уровень связной речи;

- Словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

У родителей:

- Взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

- Поощрение использования фольклора в играх детей дома

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА 2021 – 2022г.

Раздел

Сроки

Содержание работы Практические

выходы

Изучение методичес - кой литера-

туры Сентябрь - май 1 Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

Работа с детьми Октябрь Знакомство с потешками

Заучивание потешки «У медведя во бору» Подвижная игра «У медведя во бору

Ноябрь Отгадывание детьми загадок.

Театрализованная постановка. Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Декабрь Разучивание потешки «Ух ты, зимушка-зима!»

Отгадывание загадок о зиме.

Разучивание заклички:

«Ты мороз, мороз, мороз! НОД «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Беседа «Сундучок Деда Мороза»

январь Знакомство детей с Рождеством. Беседа «Пришла коляда - отворяй ворота»

Февраль Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Хороводы, подвижные игры. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Март Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам Разучивание сказки «Теремок» для инсценировки

Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с родителями Октябрь Оформление информационного стен

«Изучение русского народного фольклора» Консультация «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Ноябрь Информация для родителей Консультация

«Пальчиковые игры на основе народных потешек»

Декабрь

Январь Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» с участием родителей

Февраль Информация для родителей Консультация «Организация театрализованной игры с ребенком»

Март Информация для родителей Консультация «Народная сказка в жизни ребенка»

Самореали-

зация Март ИТОГ – показ НОД русской народной сказки "Тепремок"

Публикации по теме:

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Русский фольклор как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 22:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Русский фольклор как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Распопова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД