Абдуллина Люзия
План работы по самообразованию «Кружок по краеведению «Мой край родной Башкортостан» на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю;
2. Приобщать к культуре и традициям родного края;
3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к краю;
4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы;
5. Дать детям интересную содержательно – упорядоченную информацию о родном крае.
Задачи:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек вырос и родился, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
Публикация «План работы по самообразованию „Кружок по краеведению „Мой край родной Башкортостан“ на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3. Развитие дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях одного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их понимания.
1. диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
2. игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
3. проблемные ситуации;
4. проектирование;
5. конкурсы, викторины;
6. экспериментирование;
7. коллективно-творческие дела;
8. наблюдения;
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
3. Символику города и края.
4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.
5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
1. Вести самостоятельные наблюдения в природе.
2. Узнавать изученные растения и животных.
3. Работать с элементами народного творчества.
4. Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
5. Применять полученных знаний о Назарово в добрых делах и поступках на благо родного города.
6. Творчески мыслить и рассуждать.
Место кружка в учебном плане :
Согласно учебному плану МБДОУ Детский сад №52 занятия кружка «Мой край родной» проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Используемая литература:
1. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». «Детство-Пресс» 2014 г.
3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г
4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов
5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
Месяц Тема Программное содержание Материал
Октябрь Мой детский сад -формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов;
-расширять словарный запас;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать умение вести себя в детском саду Д\и «Что изменилось?»; иллюстрации о д\с;
День рождения республики -познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна;
-продолжать учить детей слушать пояснения ведущих;
-развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок;
-развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость;
-развивать речевую активность детей;
-воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике. Карта РБ, аудиозапись, флаг, герб
Известные люди в городе - познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к известным людям города;
- приобщать к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений;
-активизировать словарь детей на основе углубления знаний о великих людях;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
-знакомить детей с прошлым своего народа;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к людям Отечества.
репродукции картин, в том числе портретов знаменитых деятелей науки, искусства, фотографии памятников известным людям.
Мустай Карим – известный башкирский писатель -познакомить обучающихся с творчеством поэта;
-развивать навыки анализа текста;
-воспитывать интерес к предмету, любовь.
Портрет М. Карима
Ноябрь Башкирская народная одежда -познакомить детей с названиями башкирской народной одеждой;
-воспитывать интерес к истории башкирского народа;
Национальная одежда, иллюстрации,
Д\и «одень куклу»
С. Юлаев – славный сын Башкортостана -познакомить с национальным героем башкирского народа;
-возбудить живой интерес к личности С. Юлаева, к его поэзии;
-желание познакомить с произведениями поэта-героя;
-формировать нравственное и эстетическое сознание;
-обогатить духовный мир подростков, их кругозор;
- пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству;
- учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности, гордости
Портрет С. Юлаева
Уфа – мой родной город -познакомить детей с городом, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями Уфы;
-дать понятие, что Уфа – столица Башкортостана, а мы живем в республике Башкортостан;
-воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к истории родного края, к тем, кто создал достопримечательности города. Карта Уфы, открытки с видом Уфы
Россия родина моя - Формировать у детей представление о России;
-Закрепить знания детей о народах, символике, традициях России;
-Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.
глобус, иллюстрации флага и герба России
Декабрь Башкирское народное творчество -сформировать представление о народном творчестве как о части культуры;
-познакомить с основными жанрами
Фольклора;
прививать чувство уважения к народному творчеству. Книга «Башкирское народное творчество»
Башкирский народный орнамент -познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
-уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.
-продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
-научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
-воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
записи башкирских мелодий; плакаты и рисунки башкирского орнамента; шаблоны матрешки и сапожка; работы местных мастериц.
Русская народная игрушка -приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
-учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами;
--развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; -воспитывать интерес к народному искусству.
Матрешки,выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек, тряпичная кукла-оберег, плетеная корзина.
Русские народные игры -познакомить с играми; поиграть в них;
-показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства при помощи русской народной игры. картотеки «Русские народные игры»
Январь Животный мир Башкортостана -обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей;
-расширять знания о внешнем виде, образе, поводках;
-умение различать следы животных;
-развивать интерес; Следы животных, карточки животных, Красная книга, Д\и «Назови детеныша»
Реки и озера Башкортостана - дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ
Растительный мир Башкортостана Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности;
-рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. Фотографии и иллюстрации растений РБ, гербарий, Красная книга
Февраль Башкирские национальные блюда -ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами;
-объяснение новых слов ( бишбармак:,чак-чак (сэк- сэк,осбосмак (е с босмак, вак-балеш (вауак бэлеш, блины (коймак, корот (корот, айран, кыстыбый, мёд (бал);
-продолжать развивать интерес к башкирским национальным блюдам. Набор открыток из серии Башкирские блюда,чак-чак, блины, книга "Башкирской национальной кухни"
Татарские народные игры -создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о татарских, национальных праздниках;
-воспитывать уважение к народным традициям, укреплять творческих, умственных способностей, физического и психического здоровья Картотека на тему: «Татарские национальные игры»
Татарский национальный костюм -формировать представление детей о России как о многонациональном государстве, но единой стране, посредством приобщения к истокам русской народной культуры, обычаев и традиций других народов;
- воспитывать чувство любви к родине, интерес и уважение к людям разныхнациональностей, их культуре;
-развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.
шаблоны узоров, изображения татарского народного костюма, женский татарский костюм
Март Кумыс – башкирский национальный напиток -познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами;
-знакомство с обычаями и традициями башкирского народа. рисунки посуды из дерева и кожи
Башкирский мед -пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел;
-познакомить детей с башкирской народной сказкой «медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики. фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами, репродукция картины Адии Ситдиковой “Башкирский мед”
Башкирские народные игры -приобщение к культурному наследию родного края, национальной игровой культуре, к изучению башкирского народного творчества;
-развитие физических и творческих способностей;
-формирование чувства любви и уважения к народным традициям;
-воспитание толерантности. рисунки с видами праздников, фотографии, рисунки национального костюма, реквизит для соревнований, музыкальное сопровождение (башкирские мелодии, мелодии курая)
Апрель Башкирские музыкальные инструменты -Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами;
-развивать творческие способности;
-воспитывать интерес к башкирским музыкальным инструментам; Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов
Башкирская посуда -познакомить детей с башкирскими названиями посуды;
-выучить слова и использовать их в разговорной речи; Посуды, Д\и «Собери башкирскую посуду»
Беседа «Улицы нашего города» -дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия; -довторить названия улиц, на которых живут дети. фотоальбом «Улицы города Уфа», Д/игра «Назови улицу, на которой живёшь».
Май Весенние башкирские праздники - Познакомить детей с одним из башкирских праздников,развивать мышление,внимательность;расширять кругозор,воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. Картотека башкирских праздников, иллюстрации, фотографии
Русский национальный костюм - формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;
- показать прием украшения одежды;
- развивать творческую активность;
- воспитать уважение к русской народной культуре. русский народный костюм женский и мужской, фотографии, иллюстрации
Итоговое занятие -воспитать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать свои родные места;
- закрепить знание о достопримечательностях;
-выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам;
-развивать память,внимание;
-воспитывать умение слушать объяснения воспитателя; Фотографии, иллюстрации, карта РБ, гимн, флаг, герб