Татьяна Лобанова
«Приобщение детей к культуре здорового образа жизни». План по самообразованию на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»
Пояснительная записка
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Публикация «„Приобщение детей к культуре здорового образа жизни“, План по самообразованию на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни; это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни : тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цель: Приобщение детей и родителей к культуре здорового образа жизни
Задачи:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
- -объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники:
1. Воспитанники первой младшей группы
2. Воспитатели;
3. Родители;
4. Медработник.
Предполагаемый результат:
1. Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2. Снижение заболеваемости;
3. Совершенствование системы закаливания детей в ДОУ и домашних условиях.
5. Повышение внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Содержание работы по приобщению детей к культуре здорового образа жизни.
Сроки Деятельность педагога. Пополнение развивающей среды Работа с родителями Работа с детьми
Сентябрь-Октябрь Изучение литературы: Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
Посещение консультации «Обзор литературы, используемой в работе с детьми по формированию интереса к своему здоровью.» Инструктор по ф/к Марухина Е. С.
«Формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях дошкольного учреждения» Арсёнова А. С.
Викторина по ЗОЖ «Что? Где? Когда?» Немцева Е. В.
«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей». Музыкальный руководитель Морокина Е. Н. Пополнение спортивного уголка: косички для ОРУ, мячи, обручи, Анкетирование родителей.
Тема: «Как вы заботитесь о здоровье вашего ребенка» Памятка: «Как одеть ребенка на прогулку осенью»
Папка – передвижка «Закаливание детей после сна»
Спортивное развлечение «Будь здоров». 1. Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты.
2. Пальчиковые игры.
3. Подвижная игра «Огуречик, огуречик».
4. Русская народная сказка «Репка».
5. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»
6. Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.
7. Игра «Наполни баночку витаминами».
8. Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.
9. Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».
10. Дидактические игры: «Группировка предметов», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом»,
Ноябрь-Декабрь Изучение литературы:
Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г. ;
«Утренняя гимнастика в детском саду».Т. Е. Харченко
«Бодрящая гимнастика для дошкольников».Т. Е. Харченко
Посещение консультации «Необходимость и способы закаливания детей дошкольного возраста.» Шигина Г. П.
Посещение консультации
«Основные понятия культуры здоровья.» Инструктор по ф/к Марухина Е. С.
Посещение консультации «Виды здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях». Музыкальный руководитель Морокина Е. Н.
Консультация «Игровые приемы для развития дыхания у дошкольников». Учитель-логопед Бурлакова Е. В Пополнение спортивного уголка: мешочки с песком,
Беседы с родителями.
на тему Утренняя гимнастика.
Просмотр утренней гимнастики родителями. «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Оформление наглядно – текстовой информации «Если хочешь быть здоровым – закаляйся»
Беседа Тема: «Чтобы ребенок рос здоровым»
Рекомендации «Режим дня ДОУ».
1. Аппликация на тему: «Осенний урожай».
2. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.
3Практическая часть занятия «Посадка лука».
4. Физкультминутки : «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».
6. Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
7. Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».
8. Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
9. Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».
10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки).
Январь- Февраль Изучение литературы: www.refoteka.ru.
.Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
Пополнение спортивного уголка: массажные коврики.
Консультация для родителей: «Правильное питание –залог здоровья.»
Фотовыставка «Детский спорт и физкультура».
Час семейных встреч на участке. Постройка снежного городка для двигательной активности детей. Совместная работа с родителями и детьми.
«Зимние игры с детьми».
1. Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.
2. Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.
3. Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.
4. Досуг «Сказка о микробах».
5. Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше».
6. Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр»,«Девочка чумазая»,«Про мимозу».
7. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый».
Март, Апрель, Май Изучение литературы: Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка : Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
Пополнение спортивного уголка: «Ловишки – вам, детишки» Консультация
«Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика»
Создать памятку «Здоровый образ жизни» 1Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь».
2 Чтение стихов: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».
3. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».
4. Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы»,
5. Экспериментирование «Растаявший снег».
6. Загадки про микробы.
Литература:
1. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная Пресса, 2004г. ;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г. ;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка : Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
6. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
7. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
8. «Утренняя гимнастика в детском саду».Т. Е. Харченко
9.«Бодрящая гимнастика для дошкольников».Т. Е. Харченко
10.www.refoteka.ru.
Тема: «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Актуальность темы:
Мир природы удивителен и прекрасен. Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.
Актуальность темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Предполагаемый результат:
• Создание условий, соответствующей развивающей среды.
• Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, прохождения курсов повышения квалификации;
-Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-Воспитывать этические и эстетические чувства, развивать эмоций средствами природы;
-Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей младшего дошкольного возраста;
-Формировать знания у детей о живой и неживой природе;
-Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;
-Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
-Прививать интерес к родному краю;
-Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность;
-Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями.
Участники:
1. Воспитанники первой младшей группы
2. Воспитатели;
3. Родители;
Содержание работы по зкологическому просвещению:
Сроки Деятельность педагога. Пополнение развивающей среды Работа с родителями Работа с детьми
Сентябрь- Октябрь Изучение литературы:
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
Тематический коврик «Зоопарк», «Море» Подборка экологической литературы для родителей
Консультации «Экологическое воспитание в семье»
Выставка: «Дары природы»
Беседы: «Что нас окружает?» «Удивительный лес», «Дикие звери нашего края».
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.
Д. и. : «С какого дерева лист», «Чей след?», «Чей хвост?»
Лепка «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа)
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных. Занятие по экологии «Берегите животных»
Экспериментирование ветром
Ноябрь-декабрь Изучение литературы:
Е. А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
О. А. Скоролупова, «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», «Воздух», Москва 2003 г.
Изготовление дидактических игр по темам. Подборка мультимедийных презентаций к занятиям
Привлечение родителей к участию в конкурсе-выставке совместного творчества поделок из природного материала «Осенние фантазии»
Папка-передвижка: «Гуляем вместе с детьми»
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Консультация «Подкормка птиц зимой» Беседы на темы «Птицы родного края», «Лесной доктор» и т. д.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные» рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает», «Куропатки и охотники», Волк и зайцы» Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Беседы: «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Красная книга».
Подборка художественной литературы для свободного чтения,
Взаимодействие с музыкальным руководителем для отбора музыкальных произведений для прослушивания
Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел?»
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» В. Бианки «Чей нос лучше?», Д. Е. Благинина «Улетают, улетели»
Экспериментирование с водой.
Январь-Февраль Изучение литературы:
А. П. Букин «В дружбе с людьми и природой», Москва «Просвещение», 1991 г.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Посещение консультации
«Коллекционирование - одна из моделей исследовательской деятельности детей». Ст. воспитатель Арсенова А. С.
Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом». Воспитатель Орлова Н. М.
Мастер-класс «Дидактические игры по экологии своими руками». Воспитатель НемцеваЕ. В.
Мастер-класс «Изготовление ландшафтов природных зон» воспитатель Лобанова Т. И
Пополнение картотеки дидактических игр по экологии
Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».
Папка-передвижка «Природа- общий дом» Совместный досуг с родителями «Знатоки природы» Акция «Покормите птиц зимой» Экскурсия в зимний сквер.
Наблюдения за живой и неживой природой зимой.
Д/и «Чей след?», «Чей хвост?», «Зимующие птицы», «Разрезные картинки», «Птичья столовая».
Кормление птиц на прогулке.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Чтение:, З. Александровна «Птичья столовая» Художественное творчество: «Осьминожки», коллективная работа «Птички у кормушки», рисование «Зимние забавы».
Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Оформление медиатеки познавательно-экологичес кого содержания «Звуки природы»
Беседы «Что такое заповедник?», «Февраль- самый трудный месяц для животных леса».
Д. и. «Где кто зимует», «Птицы, звери, рыбы», «Разрезные картинки», «Дикие и домашние животные».
Чтение «Экологических сказок» для детей Кормление птиц на прогулке. Наблюдения за живой и неживой природой зимой.
Март- Апрель Май Изучение литературы:
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
Консультация для воспитателей «Берегите природу».
Воспитатель Краженовская Н. В.
Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1978.
Семинар-практикум «Экологические игры для дошкольников».
Мастер-класс «Экспериментирование как метод познания детьми живой и неживой природы». Воспитатель Шигина Г. П.
Семинар-практикум «Экологические игры для дошкольников».воспитатель Фомина М. В. Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»
Фотовыставка «Наши добрые дела». Консультация «Весенние прогулки»
Проведения субботника с родителями «Сделаем наш дом чище». Совместное создание в группе огорода Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх детей. Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей). Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. Беседы на темы «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о растениях, занесенных в Красную книгу. Экскурсия в весенний парк
Чтение о природе родного края, животных Подмосковья,. И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»
Беседы на темы «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
аппликация «Во поле береза стояла». Составления кроссвордов о растениях. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях
Консультация «Зеленый спецназ». Составление и проведение мониторинга.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
2. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
4. Е. А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
6. О. А. Скоролупова, «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», «Воздух», Москва 2003 г.
7. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
8. А. П. Букин «В дружбе с людьми и природой», Москва «Просвещение», 1991 г.
9. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
10. Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
11. Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
13. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
14. Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
15. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
16. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1978.