Наталья Дорофеева
План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста (2–3 года)»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста (2-3 года)».
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Срок работы над темой : 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
Публикация «План работы по самообразованию „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста (2–3 года)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми. Она поспособствовала повышению уровня познавательного развития детей: дети проявляют любознательность, инициативность, самостоятельность, проявляют интерес к исследованию окружающего мира. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского опытно-экспериментального взаимодействия. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».
Актуальность. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребё нок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.
Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности всегда был и остается актуален:
1. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.
2. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования - «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».
Схема работы по самообразованию :
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
1 этап (сентябрь, октябрь)
- Изучение методической литературы по теме творческого развития младших дошкольников;
- изучение опыта коллег по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь, ноябрь)
- Разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
- Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.
- Разработка анкетирования, родительского собрания, консультаций, картотеки, мастер-класса, буклетов для родителей.
Для работы с детьми :
- создание картотеки игр-экспериментов для детей раннего возраста;
- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;
- организация в групповом помещении центра экспериментирования для свободного доступа детей (Приложение 2).
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся один-два раза в неделю. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для работы с родителями :
- разработка анкетирования, родительского собрания, консультаций, картотеки, мастер-класса, буклетов для родителей.
3 этап (ноябрь – май)
Работа с детьми Работа с родителями
Ноябрь
1. Беседа, рассматривание, игра «Мыльные пузыри».
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
2. Д/ упражнения в течение месяца: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».
Цель: учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.
3. Игра-эксперимент «Бутылочки с сюрпризом».
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
4. Игровая ситуация «Расскажем куклам, что будет если…» или «Рябь на воде».
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: на стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что, когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
5. Художественное слово, игра-эксперимент «Сказка о камешке».
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми, познакомить детей со сказкой.
Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки. 1. Анкетирование «Как мой ребенок познает мир?»;
2. Консультация для родителей
«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста» (Приложение 1).
Декабрь
1. Игровое упражнение «Напоим куклу чаем».
Цель: дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.
2. Игра-эксперимент «Тает льдинка».
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
3. Игра-эксперимент «Вода холодная и горячая».
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).
4. Игра-эксперимент «Лёгкий - тяжелый».
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка). 1. Рекомендовать родителям дома провести с ребенком опыты и эксперименты с водой, познакомить с картотекой игр-экспериментов с водой.
2. Родительское собрание. Тема «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 3).
Январь
1. Игры с губкой.
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
Познакомить со свойствами губки.
Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
2. Рассматривание «Шарики с сюрпризом».
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Развивать тактильные ощущения.
Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
3. Рассматривание «Снег. Какой он?».
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. 1. Буклеты для родителей «Игры-эксперименты с детьми раннего возраста. Воздух и песок».
2. Рекомендовать родителям организовывать с ребенком совместное опытно-экспериментальное взаимодействие (игры-эксперименты с песком и воздухом).
Февраль
1. Считалочка-купалочка.
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово:
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.
2. Игра с пёрышком.
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
Формировать словарь: части тела.
Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: взять цветное пё рышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
Игра «Поймаем воздух»
Цель: дать детям представление о том, что воздух не виден.
3. Игровая ситуация «Помоем камешки».
Цель: дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. 1. Консультация для родителей «Формы организации экспериментирования с детьми во время прогулок с объектами неживой природы».
2. Рекомендовать родителям во время прогулок отводить время на совместное экспериментирование с объектами неживой природы.
Март
1. Игра-эксперимент «Что в пакете?».
Цель: Обучение детей действиям по показу.
Задачи:
Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
Вызывать чувство радости и интереса.
Ход занятия: набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
2. Игра «Найди такую же бутылочку по звуку».
Цель: Развитие слухового внимания детей.
Задачи:
Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
Вызывать радость и удивление у детей.
Ход занятия: показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
3. Дидактическая игра «Какой формы камень?».
Цель: дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.
4. Игра-эксперимент «Водопад».
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, что вода может изменять направление движения.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово.
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится). 1. Мастер-класс для родителей «Экспериментируем вместе. Веселые и познавательные опыты для детей раннего возраста».
2. Консультации по запросу родителей по теме.
Апрель
1. Игра-эксперимент + художественное слово «Как вода гулять отправилась».
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
2. Опыт «Плавает, тонет».
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
3.«Игры с султанчиками».
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
Создание положительного эмоционального настроения.
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
4. Игровая ситуация-эксперимент «Найди по звуку».
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
Создание положительного эмоционального настроения.
Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход занятия: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
5. Игра «Найди пингвинёнка».
Цель: дать детям представление о том, что вода прозрачна. 1. Пригласить родителей к участию в фотовыставке с ребенком на тему «Познаем мир вместе».
2. Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования в группе.
3. Консультации по запросу родителей по теме.
Май
1. Игра-эксперимент «Пенный замок».
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход игры – эксперимента:
Художественное слово.
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
2. Рассматривание, игра «Поиграем с солнечным зайчиком».
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Развивать смекалку, любознательность.
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
3. Опыт «Ветер по морю гуляет».
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
Учить различать и самим регулировать его силу.
Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
4. Игры с песком.
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
5. Детско-родительская фотовыставка «Познаем мир вместе» (фото совместной опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях). 1. Детско-родительская фотовыставка «Познаем мир вместе» (фото совместной опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях).
2. Рекомендовать родителям во время летнего периода использовать для познавательного развития детей игры-экспериментирования и опыты.
4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия.