Лилия Садыкова
План работы по ознакомлению дошкольников с особенностями и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа
Методические рекомендации
План работы по ознакомлению дошкольников с особенностями и культурой родного края
Асбест
План работы по ознакомлению с особенностями и культурой родного края
детей от 3 лет до 4 лет
Цель:
Публикация «План работы по ознакомлению дошкольников с особенностями и культурой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
формирование познавательных интересов и чувства сопричастности к семье, городу, родному краю, культурному наследию своего народа;
ознакомление с природой и культурой Урала;
приобщение к народным традициям;
формирование знаний о своей семье, профессиях родителей, родном городе Асбесте;
использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, уральские сказы и т. д.);
ознакомление с творчеством уральских писателей (Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов)
воспитание патриотических и гражданских чувств, уважительного отношения к истории своего города, края.
воспитание бережного отношения к родной природе,
формирование основ культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
с удовольствием рассказывает о своей семье, о своих друзьях;
обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности);
проявляет уважение к родителям (близким людям, проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им;
проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового;
проявляет интерес к родному городу Асбесту, знает названия основных улиц и основных мест отдыха горожан;
интересуется событиями настоящего и прошлого родного края;
активно включается в проектную деятельность совместно с родителями, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;
использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
обладает начальными знаниями о себе, о своей семье, о родном городе;
имеет начальные представления о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах, о животном и растительном мире, о промыслах и ремеслах Урала (камнерезное и ювелирное искусство);
знает название своего города, своей улицы, места отдыха горожан; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П. П. Бажов, Д. Н Мамин-Сибиряк).
№ Тема занятия Задачи Содержание деятельности Примечание
сентябрь
1 «Уральские деревья»
Познакомить детей с деревьями и кустарниками, растущими на участках (рябина, берёза, лиственница, дикая яблоня). Учить видеть отличие кустов от деревьев, определять растения по их характерным признакам.
Экскурсии по территории детского сада, подбор иллюстраций Презентация «Деревья детского сада»
в папке «Презентации УРАЛ»(сентябрь)
2 «Уральские овощи»
Познакомить с овощами (лук, картофель, огурец, морковь и др. по выбору педагога, учить называть отличительные признаки каждого овоща (цвет, форма, величина, определять его на ощупь.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Подбор овощей и соответствующих иллюстраций, оформление альбома «Овощи», проект «Мой любимый овощ» (совместно с родителями)
3 «Что растёт у нас в саду»
Учить отличать фрукты от овощей, правильно их называть (яблоко, груша, слива и др. по выбору педагога) по внешнему виду, определять на вкус и запах.
Рассматривание «подарков» осени» Совместный с родителями подбор фруктов и соответствующих иллюстраций, оформление альбома «Уральские фрукты»
4 «Рассказывание сказа П. П. Бажова «Огневушка-поскакушка»
Познакомить с новым произведением и его автором, жизнью и занятиями людей в прошлом на Урале, объяснить устаревшие слова, воспитывать интерес к родному краю.
Рассказывание сказа воспитателем с опорой на иллюстрации произведения Подбор родителями детской художественной литературы по сказам П. П. Бажова из семейной библиотеки
октябрь
5 «Мой город, моя улица»
Закрепить знания о родном городе Асбесте, учить его правильно называть, познакомить с названиями улиц, на которых живут дети, и определять их по фотографиям или картинкам.
Подбор иллюстраций, фотографий Презентация «Улицы Асбеста»
в папке «Презентации УРАЛ»(октябрь)
6 «Осень в нашем городе»
Познакомить с признаками осени (идёт дождь, листья на деревьях пожелтели, листопад, трава пожухла, вянут цветы на клумбе, люди сменили одежду и обувь, насекомых стало меньше и др., учить их правильно называть, активизировать пассивный словарь.
Прогулки по территории детского сада, рассматривание иллюстраций, беседа по теме Презентация «Осень на Урале»
в папке «Презентации УРАЛ»(октябрь)
7 «Интересные места в нашем городе»
Учить узнавать и правильно называть улицы и здания родного города (аллея на улице Мира, магазин «Райт», фонтан на центральной площади, здание детской больницы и детского сада).
Рассматривание презентации об Асбесте и беседа по её содержанию Совместная с родителями подготовка презентации и альбома «Мой город»
8 «Как жили в старину (жилища)»
Познакомить с жизнью людей в старину на Урале (землянка, деревянная изба, русская печь, прялка, колыбель и др., поощрять желание узнавать прошлое города и края.
Рассматривание иллюстраций по теме Привлечение родителей к подбору иллюстративного материала
9 «Как жили в старину (одежда, обувь, головные уборы)»
Познакомить устаревшими предметами одежды и с новыми словами (зипун, кафтан, кушак, шаль, поддерживать интерес к ознакомлению с прошлым края.
Рассматривание иллюстраций по теме Привлечение родителей к подбору иллюстративного материала, подготовке презентации
ноябрь
10 «Труд уральских мастеров»
На примере иллюстраций к произведениям П. П. Бажова «Данило мастер», «Живинка в деле» познакомить с трудом людей в прошлом, занимающихся камнерезным промыслом.
Рассматривание иллюстраций из детской художественной литературы Подбор детской художественной литературы
11 «Уральские самоцветы»
Познакомить с коллекцией уральских камней (малахит, радонит, змеевик и др., познакомить с названиями камней и местами их добычи, учить их различать. Познакомить со сказочным персонажем Хозяйкой медной горы. Рассматривание коллекции Создание мини-музея
12 «Лечение и закаливание в старину»
Рассказать о целебных свойствах бани, лечении травами и лесными ягодами в старину, когда не было лекарств, купании в проруби и др. Рассматривание презентации и беседа по её содержанию Презентация «Закаливание на Урале»
в папке «Презентации УРАЛ»(ноябрь)
13 «Как зовут мою маму»
Учить называть имя своей мамы и место её работы, рассмотреть иллюстрации с женскими профессиями (врач, продавец, почтальон, работник банка, активизировать словарь по теме. Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию Подбор иллюстраций по теме
декабрь
14 «Дикие животные наших лесов»
Закрепить представления о диких животных наших лесов и их детёнышах, отличительных особенностях внешнего вида, повадок, мест обитания. Уточнить знания об условиях жизни в лесу в зимний период.
Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию Подбор иллюстраций по теме
15 «Рассказывание сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Познакомить с новым произведением, обратить внимание на условия жизни и занятия людей в старину. Воспитывать интерес к литературным произведениям уральских писателей.
Рассказывание сказа воспитателем с опорой на иллюстрации произведения Подбор родителями детской художественной литературы по сказам П. П. Бажова из семейной библиотеки
16 «Зимующие птицы Урала»
Закрепить знания о зимующих птицах города и леса (дятел, снегирь, воробей, синица, учить узнавать их на иллюстрациях по внешнему виду и правильно называть.
Рассматривание иллюстраций по теме и беседа по их содержанию Подбор иллюстраций по теме
17 «Как люди помогают птицам перезимовать»
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, повторить знания о них. Показать способы, помогающие птицам перезимовать (люди развешивают кормушки в городе и в лесу, чем птиц нельзя подкармливать).
Рассматривание презентации и беседа по её содержанию Презентация «Зимующие птицы Урала»
в папке «Презентации УРАЛ»(декабрь)
январь
18 «Как уральцы встречают Новый год»
Познакомить с особенностями подготовки к празднику в современном мире и в прошлом. Побуждать к высказываниям из личного опыта (как в семье встречали Новый год).
Рассматривание презентации и беседа по её содержанию Презентация «Новый год»
в папке «Презентации УРАЛ» (январь)
19 «Уральские зимние забавы» Закрепить знания об играх детей в зимний период (постройка снеговика, снежной крепости, ледяной горки; катание на санках лыжах и т. д.); активизировать словарь по теме Рассматривание картин по теме «Зима» и беседа по их содержанию Подбор иллюстративного материала
20 «Уральские зимние виды спорта» Познакомить с видами спорта (хоккей, биатлон, конькобежный спорт, обратить внимание на использование спортивного инвентаря в личной жизни детей
Рассматривание картин по теме «Зимние виды спорта» и беседа по их содержанию, активизация личного опыта Подбор иллюстративного материала
февраль
21 «Уральский стол: что мы едим» Совершенствовать знания о блюдах, которые детям предлагаются в детском саду и дома, об их пользе для детского организма Беседа из личного опыта каждого ребёнка «Что я ем дома и почему?» Предварительная беседа родителей с детьми по теме
22 «Уральские народные лекарства» Познакомить с целебными свойствами трав (мать-и мачеха, подорожник) и ягод (рябина, брусника, клюква) Рассматривание иллюстраций трав и ягод Создание альбома «Лекарственные растения Урала»
23 «Мой папа солдат» Закрепить знания об имени своего отца, учить правильно называть род войск, где служил папа. Воспитывать чувство гордости за родителей и интерес к службе в вооруженных силах страны
Рассматривание фотографий времён службы родителей в армии и беседа по их содержанию Привлечь родителей к подбору фотографий, создание коллажа «Мой папа-солдат»
24 «Где и кем работает мой папа» Уточнить знания о профессиях родителей и месте работы, активизировать словарь по теме, воспитывать интерес к папиной прфессии
Рассматривание фотографии папы на рабочем месте и беседа по её содержанию Привлечь родителей к подбору фотографий, создание коллажа «Мой папа на работе»
март
25 «Мамы разные важны,
Мамы всякие нужны» Уточнить знания о празднике 8 Марта, о его проведении в семьях детей, учить называть профессию своей мамы. Воспитывать заботливое, бережное отношение к маме Рассматривание иллюстраций из детской художественной литературы по теме, фотографий мам детей Создание коллажа «Моя мама», изготовление подарка на праздник
26 «Народный праздник «Масленица» Расширить представления и знания о народных праздниках (масленичной неделе, играх-забавах и народных гуляниях. Развлечение «Проводы Масленицы» Презентация «Что такое Масленица! Знакомство детей с традициями и обрядами масленичной недели» в папке «Презентации УРАЛ», (март)
27 «Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Познакомить с новым произведением, обратить внимание на условия жизни животных и взаимопомощь. Воспитывать интерес к литературным произведениям уральских писателей.
Рассказывание сказки воспитателем с опорой на иллюстрации произведения Подбор родителями детской художественной литературы по сказкам Д. Н. Мамина-Сибиряка из семейной библиотеки
28 Знакомство с закличками «Весна-красна», «Жаворонушки прилетели» Познакомить с закличками как видом устного народного творчества, их назначением. Развивать активную речь детей. Чтение и разучивание закличек с опорой на иллюстративный материал Привлечение родителей к подбору закличек
апрель
29 «Весна в нашем городе» Закрепить знания о признаках весны, улицах родного города и мест отдыха горожан. Развивать умение Рассматривание фотографий о городе, иллюстраций о весне Презентация «Весна в городе»
в папке «Презентации УРАЛ» (апрель)
30 «Уральские перелётные птицы» Познакомить с перелётными птицами Урала (ласточка, трясогузка, кукушка, причинами их улёта и возвращения. Учить определять их по внешним признакам и правильно называть Рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию Создание коллажа «Уральские перелётные птицы»
31 «Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».
Познакомить с новым произведением, обратить внимание на условия жизни и особенностях питания в прошлом. Воспитывать интерес к литературным произведениям уральских писателей. Рассказывание сказки воспитателем с опорой на иллюстрации произведения Подбор родителями детской художественной литературы по сказкам Д. Н. Мамина-Сибиряка из семейной библиотеки
Выставка детских книг
32 «Мой край – земля Урала» Познакомить с уральскими горами (Сорочьи скалы) и реками (Чусовая, Пышма, Рефт) Просмотр презентации и беседа по её содержанию
Презентация «Горы и реки Урала» в папке «Презентации УРАЛ» (апрель)
май
32 «Великая Победа, вечная слава героям». Познакомить с праздником «9 мая», особенностями его празднования. Воспитывать чувство гордости за свою страну и фронтовиков, чувство патриотизма. Просмотр презентации
Оформление выставки «Наши герои». Презентация «День победы» в папке «Презентации УРАЛ», (май)
33 «Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза».
Познакомить с новым произведением, обратить внимание на характер зайца и волка. Воспитывать интерес к литературным произведениям уральских писателей. Рассказывание сказки воспитателем с опорой на иллюстрации произведения Подбор родителями детской художественной литературы по сказкам Д. Н. Мамина-Сибиряка из семейной библиотеки
Выставка детских книг
34 «Больницы нашего города» Уточнить знания о больницах города (детская и взрослая поликлиники, стационары для больных) Рассматривание презентации и беседа по её содержанию Презентация «Больницы нашего города»
в папке «Презентации УРАЛ» (май)
35 «Проснулись насекомые». Расширить представление о насекомых, их жизни в природе, способах питания. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность Беседа по иллюстративному материалу, раскрашивание раскрасок по теме Презентация «Насекомые» в папке «Презентации УРАЛ», (май) Выставка творческих работ «Насекомые»
Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Социально-коммуникативного развития
Фотовыставка «Праздник в нашей семье»; «Памятные события в жизни моей семьи».
Коллаж (альбомы, фотоальбомы) «Любимые места моего города»; «Достопримечательности города».
Иллюстрации, связанные с образами родного города (фотографии, символы, открытки; календари и пр.).
Альбом «Мой родной город».
Фотоальбом «Профессия моей мамы (моего папы)».
Фотогалерея «Градообразующие профессии города, края». Коллаж «Профессии нашего города».
Презентация «История родного города»
Познавательного развития
Карта Урала. Иллюстрации (фотографии) : животных, растений, хвойного и лиственного леса Среднего Урала, города, реки, полезных ископаемые,
Демонстрация детско-родительских проектов: «Достопримечательности моего города», «Профессии моих родителей», «Растения и животные Урала»,
Выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камни-самоцветы;
Фотографии, книги о городе, иллюстрации картин.
Коллекция уральских камней.
Книги с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы.
Иллюстративный материал, отображающий сооружения архитектуры и скульптуры исторические и современные здания города, культур-ные сооружения.
Фотографии, иллюстрации города Асбеста.
Календарь погоды, где ведутся наблюдения за явлениями и объектами живой и неживой природы.
Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края.
Художественно-эстетического развития
Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел Урала
Иллюстрации, фотографии, книги «История камнерезного искусства»,
Детская художественная литература П. П. Бажова, Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Коллекция камней: малахит, родонит, змеевик.
Дидактические игры «Сложи картинку».
Русские народные музыкальные инструменты: трещотки, бубен, треугольники, дудочка деревянная, колокольчики, балалайка, гусли, деревянные ложки.
Тематический альбом «Праздники народного календаря».
Речевого развития
Детско-взрослые проекты: «Создание мини-музея», Альбомы по темам.
Полочка любимых произведений художественной литературы об Урале, о родном городе.
Книжки-малышки, книги сказок, считалок, потешек, прибауток, пословиц, поговорок.
Фотоальбомы «Моя семья», «Мой праздник», «Отдыхаем вместе».
Игры направлены на развитие речи и речевого общения про Урал и город в котором мы живем.
Выставка книг уральских писателей: «Сказы П. П. Бажова»; Сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка.
Физического развития и здоровья
«Тропа здоровья» (на спортивном участке, атрибуты для двигательной активности.
Выставки рисунков, коллективных коллажей, аппликаций о правильном питании.
Энциклопедия «Азбука здоровья»
Презентации «Витамины - помощники здоровья»; «Чистота - залог здоровья»; «Детям о лекарственных травах» : «Лекарственные растения».
Плакаты (коллаж, мини - книжка, выставка рисунков) : «Эти полезные витамины»; «Закаливание»; «Мы со спортом дружим»; «Правильно заботимся о своих зубах»; «Правила гигиены».
Детско-взрослые проекты о сохранении своего здоровья: «Неделя здоровья»;«Здоровье моей семьи»; «Азбука здоровья».
Презентации «Быть здоровым очень просто!»«Мы здоровью скажем да!», «Бактерии польза или вред?», «Полезные бактерии» «Как прогнать бактерии»; «Бактерии под микроскопом»; «Как бактерии попадают в организм».
Фотовыставки «Не боимся стужи, со здоровьем дружим!»; «Мы со спортом дружим и растем здоровыми»; «Всем всегда на свете ясно, что здоровым быть – прекрасно»; «Дети многих городов знают лозунг «Будь здоров».
Маски и атрибуты для подвижных игр.