Алсу Валиева
План работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
План работы
педагога-психолога
МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А. Н. Радищева»
на 2020-2021учебный год
Цель ОУ: построение работы дошкольной группы в соответствии с ФГОС, обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса для создания благоприятных условий формирования у детей позитивного отношения к окружающему миру, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Публикация «План работы педагога-психолога» размещена в разделах
Цель психолого-педагогического сопровождения : создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в развитии, воспитании и обучении;
консультативная и информационная психологическая поддержка воспитанников, родителей и педагогов;
проведение просветительской работы с педагогами и родителями по вопросам развития, воспитания и обучения детей;
создание условий по успешной адаптации к детскому саду детей раннего возраста и вновь прибывших детей;
создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
организация работы с воспитанниками старших групп и их родителями по вопросам подготовки к обучению в школе;
разработка, подготовка и проведение групповых занятий с воспитанниками всех возрастных групп в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
Организация деятельности: программа рассчитана на психолого-педагогическое сопровождения детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение; основной фронт работы распространяется на старшие и подготовительные к школе группы.
Основные циклы сопровождения:
• адаптация к детскому саду;
• подготовка к обучению в школе.
Объект психолого-педагогического сопровождения : все участники образовательного процесса.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению :
Профилактика. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности.
Диагностика (индивидуальная, групповая, направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
Консультирование (индивидуальное, групповое, осуществляется по заявленным проблемам (родителей, педагогов).
Развивающая работа (индивидуальная, групповая, направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам.
Психолого-педагогическое просвещение : формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков бесконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей.
Приоритетное направление деятельности педагога – психолога : развивающие занятия, консультирование, просветительская деятельность.
Содержание работы педагога-психолога
Контингент Вид
деятельности Предполагаемые формы и средства Цели
и задачи Сроки
В О С П И Т А Н Н И К И
1. Диагностика
Группа раннего возраста Диагностика адаптации детей к детскому саду
Скрининговая диагностика,
диагностические методики,
беседа, опросник,
анкетирование;
индивидуальная
и групповая форма Изучение психолого-педагогичекого статуса дошкольника, уровня психического и личностного развития в соответствии с возрастом; изучение
поведенческих и личностных особенностей, определение успешности прохождения адаптационного процесса; выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению. Октябрь, декабрь, май
Подготовительная группа Диагностика готовности к обучению в школе Октябрь, май
Все возрастные группы Диагностика уровня психического развития, познавательных способностей, личностных и поведенческих особенностей (по запросу)
В течение года
Все возрастные группы Диагностика эмоционального состояния детей, психологического благополучия в группе
(по запросу)
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа
Все возрастные группы Индивидуальная развивающая и работа с детьми, имеющими трудности в адаптации и обучении (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) Психогимнастика, дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок Создание психолого-педагогических условий для психического и личностного развития ребенка, профилактика социальной дезадаптации
В течение года
3. Подгрупповая развивающая работа
Все возрастные группы Занятия с детьми по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности ребенка
Сюжетные и
ролевые игры, настольные и дидактические игры,
развивающие и игровые
упражнения,
беседы,
упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок Создание условий
для психического и личностного развития детей учетом возрастных особенностей,
развития навыков
общении и эмпатии,
развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников;
психопрофилактика социальной дезадаптации.
В течение года
Группа раннего возраста Занятия с детьми по успешной адаптации к детскому саду
Подготовительная группа Занятия с детьми по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В
1. Диагностика
Педагогический коллектив Диагностика стилей педагогического общения и воспитания
Тестирование, анкетирование Изучение стилей педагогического общения, эмоционального состояния педагогов, профессиональных и личностных качеств педагогов с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания Ноябрь
Диагностика "Синдрома эмоционального выгорания" Апрель
Методика эмоционально-цветовой аналогии А. Н. Лутошкина Декабрь, май
2. Просветительская и развивающая работа
Педагогический коллектив «Синдром эмоционального выгорания» Лекции-беседы, мастер-классы, круглые столы с использованием ИКТ, игр, тренинговых занятий, самопрезентаций, творческих заданий Повышение уровня психологической компетенции учителей;
создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка; снятие эмоционального напряжения Апрель
«Стили педагогического общения и воспитания» Ноябрь
«Возрастные особенности дошкольного возраста» Декабрь
«Подготовка детей к школе» Январь
«Общаться с ребенком. Как?» Март
«Миссия педагога» Апрель
«Ошибки в воспитании и обучении детей» Январь
3. Консультирование
Педагогический коллектив Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам :
- развития, поведения, обучения и воспитания детей;
- межличностного взаимодействия детей в группе;
- разрешения конфликтов в дошкольных системах отношений (с родителями, коллегами, ребенком);
- предупреждения эмоционального выгорания;
- вопросы личного характера;
- и др. вопросы по запросу.
Беседа,
рекомендации
Повышение уровня психологической компетенции педагогов;
создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
В течение года
Р О Д И Т Е Л И
1. Консультирование
Родители воспитанников всех возрастных групп Индивидуальные и групповые консультации по вопросам:
- адаптации детей к детскому саду;
- возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- воспитания, обучения и развития детей;
- детско-родительских отношений;
- личного характера;
Индивидуальная, групповая, семейная консультация; беседа, рекомендации Информирование родителей о проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций
В течение года
2. Просветительская работа
Родители воспитанников всех возрастных групп Темы родительских собраний:
1) Ошибки в воспитании ребенка
2) Игра – один из основных источников развития ребенка
3) Роль мамы и папы в жизни ребенка
Темы круглых столов:
1) Что делать, если….
2) Мои секреты в воспитании ребенка
3) Чем заняться с ребенком дома?
Родительские собрания
в форме
лекций-бесед,
игр, творческих заданий, с использованием ИКТ.
Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога
Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к осознанному воспитанию, обучению и развитию ребенка; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка
Декабрь
Май
Октябрь
Ноябрь
Январь
Март
Родители воспитанников младшего звена 1) «Адаптация к детскому саду»
2) «Особенности возраста»
3) «Как общаться с ребенком?»
Сентябрь
Декабрь
Март
Родители воспитанников старшего звена 1) «Подготовка к школе»
2) «Особенности возраста»
3) «Как общаться с ребенком?»
Ноябрь
Январь
Апрель
П Е Д А Г О Г – П С И Х О Л О Г
1. Организационно-методическая работа
Педагог-психолог 1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению детей разных возрастов и категорий.
2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3. Разработка, подготовка и проведение:
родительских собраний,
лекториев, круглых столов, мастер-классов,
досуговых и развивающих занятий с детьми.
4. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий.
5. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
6. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки детей к обучению в школе.
7. Проведение просветительской работы по преемственности между школой и детским садом.
8. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
В течение года
9. Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Творческой группы педагогов, семинаров, круглых столов и т. д.
10. Проведение Недели психологии, Недели здоровья.
11. Анализ научной и практической литературы.
12. Ведение документации; оформление кабинета, стендов.
13. Работа над темой самообразования «Личностное и профессиональное развитие педагога».
Составление циклограммы, графика и плана работы на текущий учебный год. Август -сентябрь
Подведение итогов работы за год, составление отчетов о проведенной работе; планирование работы на следующий учебный год. Май
2. Экспертная работа
Педагог-психолог Участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии, консилиумах; организация помощи детям через направление на ПМПк Подготовка материалов Организация сопровождения детей
В течение года
1. Подготовка развивающих программ;
2. Подбор методической литературы в помощь педагогам;
3. Посещение занятий с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми/группой;
4. Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования;
Ведение документации
Наблюдение, посещение занятий, изучение документации
Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка