Татьяна Бичикова
План работы кружка по экспериментированию «Маленькие почемучка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка
«Маленькие почемучки»
Выполнила: Бичикова Т. А., воспитатель,1 квалификационная категория.
Пояснительная записка.
Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.
Публикация «План работы кружка по экспериментированию „Маленькие почемучка“ в средней группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.
Поэтому считаем, что необходимо введение дополнительного образовательного курса в рамках кружка “ Почемучка”.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир “Детское экспериментирование”.
Цель программы:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формировать у детей диалектическое мышление. Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде.
3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.
4. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира :
• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение света).
Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• “Познавательное развитие”,т. е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим по основной программе развития
• “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;
• “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;
• Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 36 занятия в год.
Занятия организуются на принципах:
• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
• доступности предлагаемого материала;
• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
• вариативности и проблемности;
• взаимодействия с семьей.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Так же дети должны к концу года:
1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия : занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
• мотивация,
• подготовительная беседа,
• практическое (экспериментальное) задание,
• анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
• “Тонет – не тонет”,
• “Хотела галка пить. ”,
• “Мыльные пузыри”,
• “Сделаем растворы”,
• “В какой воде легче плавать?”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные:
схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизациинадошкольном уровне.
когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Перспективный план :
МЕРОПРИЯТИЯ. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Экскурсия в детскую мини – лабораторию «Хочу все знать!»
2. Беседа по ОБЖ «Правила поведения в мини – лаборатории. Помощники».
3. Наблюдения и опыты «Какая бывает вода?».
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
4 Экспериментальная деятельность «Почему вода бывает грязной».Игра – эксперимент «Поможем воде стать чистой».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита,учить очищать воду.
Сентябрь.
Группировка объектов по функциональным признакам
1. Для чего необходима обувь
2. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
3. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
4. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
Активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Октябрь.
1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?Почему мячик катится);
2. О материалах:глина, дерево
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и дерево (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
3 Металл, стекло,
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который
зависит от материала,запах, звук.
4. Резина, пластмасса).
Ноябрь.
1. Игра – драматизация «История бумаги».
2. Сказочные превращения.
3. Эксперименты с бумагой «Волшебная бумага».
. Январь.
Познавательная беседа «Что такое магнит?»
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом
Игра – эксперимент «Испытание магнита».
Рисуем с помощью магнита
Почему не вся рыбка ловится
Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
природных явления
1. времена года,
2. явления погоды
3. объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд;
4. игры с цветными льдинками.
Февраль.
Мои помощники
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
1. Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)
2Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.)
3. Уши,руки, ноги. (что мы можем и чего не можем без наших помощников).
Март.
1. О мире растений (овощи, фрукты,цветы)
2. условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)
3. Знакомство с семенами цветов и овощей.
4. посев цветов, посадка лука.
Апрель.
Встреча с Почемучкой «Ответы на интересующие вопросы».
Экскурсия в лес «Деревья наших лесов» Май.
Литература:
• «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-6 лет на экологической тропе» С. В. Машкова.
• «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.
• «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина.