АННА МАКОВА
План работы и презентация отчета «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность: Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э. Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать…. То, как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Публикация «План работы и презентация отчета „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и окружающим миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Психика ребенка очень ранима, и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания; повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми.
Задачи:
Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Развивать саморегуляцию, умение снимать эмоциональное напряжение
Развивать умения преодолевать трудности и страхи.
Развивать воображение, творческие способности, речь
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций
Получить материал для психодиагностики.
Установить контакт с ребенком.
Изучить методическую литературу;
Провести цикл мероприятий по заявленной тематике.
Предполагаемый результат:
1. Постепенное становление творческой личности воспитанников. Обогащение эмоционально-чувственной сферы детей. Создание благоприятной психологической атмосферы.
2. Интеллектуальное и общекультурное развитие детей.
3. Повышение уровня педагогической культуры родителей и воспитателей.
4. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды.
Изучение методической литературы
Название литературы сроки
О. В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки, 2016 Сентябрь-май
Е. Ульева Энциклопедия для малышей в сказках,2015 октябрь
В. В. Гербова Если все не так,2016 ноябрь
Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Лабиринт души: терапевтические
сказки», 2003 Январь-май
Мы играем! Маша и медведь. Мои любимые сказки,2012 Январь-февраль
М. И. Чистякова Психогимнастика,1995 Январь-май
Хухлаева «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников» : Академия; Москва; 2003 Январь-май
Создание предметно-развивающей среды
Что сделать? сроки
Пополнить «Уголок» новыми пособиями по теме
«Сказкотерапия». В течение года
Игра «Узнай сказку» с использованием игрушек- сказочных героев Октябрь-апрель
Папки- накопители со сказками. В течение года
Трафареты сказочных героев для рисования В течение года
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для
раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по
теме «Сказочные герои» В течение года
Работа с детьми
1 «Урок дружбы» — групповое занятие. Цель: подготовить детей к совместной работе на предстоящих занятиях; развивать умение общаться со сверстниками октябрь
2. Путешествие в сказку. Цель: развить внимание, память, творческое мышление, мелкую моторику рук Ноябрь-декабрь
3. Составление сказки по плану. Цели: учить детей придумывать сказку по плану, предложенному психологом, не повторять сюжета товарищей; использовать в речи прилагательные и глаголы; подбирать определения и сказуемые к слову «заяц» Январь-Февраль-март
4. Групповые коррекционные занятия с помощью терапевтических сказок Октябрь-май
5. Групповой анализ сказок «Маша и медведь» Март-апрель
6.«Красивый рисунок пальчиком» задание на снятие напряжения и выражение
Январь-март
7.«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.
В зависимости от выбираемых ребенком цветов можно продиагностировать
состояние своего ребенка.
Апрель-май
8.«Страшная маска». «Испугай разными способами, используя персонажи сказочных героев» : дает возможность выразить страхи в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним В течение года
9. Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». В течение года
Работа с родителями
Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально-нравственному воспитанию детей. В течение года
Индивидуальные консультирования родителей о «Пользе сказотерапии и сказочном лечении детей» для развития и коррекции детей В течение года
Подготовка консультации: «Сказкотерапия» май
Работа с педагогами
Консультация: «Сказкотерапия» май
Отчет-презентация темы по самообразованию: «Сказкотерапия» май
ВИДЫ СКАЗОК, ПЛАНИРУЕМЫХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ :
• художественные сказки – это народные и авторские;
• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются;
• психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего;
• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
• медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения
Основные методы, планируемых в работе с детьми на занятиях:
Рассказывание и сочинительство
Сказкотерапевтическая диагностика.
Рисование сказки (нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации);
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия с детьми
Этап Назначение этапа Содержание этапа
1. Ритуал "входа" в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
3. Расширение
Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4. Закрепление Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7. Ритуал "выхода" из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".
Вывод:
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.
Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.
С помощью волшебной сказки, возможно, проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.
Основной вывод состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
Дальнейшая моя работа в направлении разработки эффективных методов воспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодов представляется особенно интересной.
Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.