Елена Анисимова
Занятие в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух-невидимка». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области»
Конспект занятия
«Воздух-невидимка».
Анисимова Елена Витальевна,
2015г.
Программное содержание:
-учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения.
Публикация «Занятие в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
-закреплять умения детей о способах обнаружения воздуха (воздух можно услышать).
- формировать связность и содержательность объяснительной речи детей, используя опыты с воздухом.
-воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Методические приемы: игровой, наглядный, использований художественного слова.
Предварительная работа: проведение опытов(«Вертушка», «Движение воздуха», «В воде есть воздух», «Воздух невидим», «Воздух имеет вес», «Пузырьки воздуха», «Крепкий спичечный коробок», «Почемучкины вопросы» и др., игры с воздухом.
Материал: игрушка говорящая «Буратино»; схемы-алгоритмы исследования объектов неживой природы.
Материал для проведения опытов с воздухом : пакет, банка с водой, губка, стакан с водой, коктельная трубочка, веер из бумаги, мини-река, кораблик; раствор мыльных пузырей; вертушка; самодельные весы; 2 шарика; корка апельсина; духи.
Для каждого ребенка: надутые предметы – шар, игрушка, лягушка, бассейн, жилет и др.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Дети сидят за большим столом, где лежит материал к проведению опытов о «Воздухе».)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а у нас гость – Буратино, сидит нас дожидается. Какой-то он грустный. Здравствуй, Буратино!
(Игрушка молчит, воспитатель осторожно нажимает на говорящую игрушку)
Буратино: Чтоб такое сотворить,
Чтобы вас всех удивить?
Воспитатель: Буратино! Чтобы нас всех удивить, надо в наш научный век все на свете знать.
Буратино: А у меня есть золотой ключик!
(говорит игрушка, когда воспитатель нажимает на кнопку)
Воспитатель: Ну и что же? Чему ты нас удивил? Послушай, ты оставайся вместе с нами, и мы тебя будем сейчас удивлять. А говорить мы сегодня будем о «воздухе».
-Что мы знаем о воздухе?
Дети: Воздух везде, он невидим.
-А можно это доказать? ( ответы детей: да, нет)
Воспитатель: Докажите, что воздух есть везде, что он невидим.
(Дети доказывают, проводят опыты с «воздухом».)
1 опыт: «Воздух есть в пакете»
Ребенок: Я докажу, что «воздух» есть в «пакете». Я беру пакет и «поймаю» воздух. Подниму пакет над головой и опущу его резко вниз, затем закручу пакет, и «воздух» оказался в пакете. Вот я доказал, что воздух есть везде, даже в «пакете», но я его не вижу, потому что он прозрачный и невидимый.
2 опыт: «Воздух есть в стакане»
Ребенок: А я докажу, что воздух есть в стакане. Для этого опыта я беру пустой стакан, переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой. Стакан я держу прямо. Что же получилось? Вода не попадает в стакан, значит, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
3 опыт: «В воде появляются пузырьки воздуха»
Ребенок: Я докажу, что в воде есть воздух. Для этого я беру губку, опускаю ее в воду, вот появились пузырьки. Вывод: воздух из дырочек выходит из воды.
4 опыт: «Во мне есть воздух»
Ребенок: Я хочу доказать, что во мне есть воздух. Беру стакан с водой. Один конец соломинки опущу в воду, а другой возьму в рот и осторожно подую. Появились пузырьки в воде, Вывод: я вдохнул воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.
Воспитатель ставит 1-ю схему: «Воздух везде, он невидим»
-Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух есть везде, и он невидим, прозрачный.
Воспитатель обращается к Буратино: Ну, что, Буратино, удивили мы тебя?
(Игрушка молчит)
-Ребята, Буратино молчит, давайте будем дальше удивлять нашего гостя.
- Как вы думаете, воздух движется или не движется? (ответы детей)
Воспитатель: Докажите, что воздух движется.
1 опыт: «Воздух есть в пакете»
Ребенок: воздух движется, если я помашу рукой у лица (показывает, подую на руку, я чувствую воздух. Вывод: все эти ощущения вызваны движением воздуха.
2 опыт: «Ветер – это движение воздуха»
Ребенок: Возьму «Веер» подойду к воде, где плывёт кораблик, и начну махать «веером» над водой. Появились волны и кораблик начал качаться. Вывод: «веер» движется и как бы подгоняет «воздух»,с помощью «веера» и «воздух»тоже начинается двигаться. «Ветер» - это движение воздуха.
3 опыт: «Ветер в мыльных пузырьках»
Ребенок: Я беру мыльный раствор. Открою крышку, поднесу ее к своим губам и подую в колечко. Появились воздушные пузырьки, они полетели. Вывод: воздух при надувании оказывается в мыльных пузырьках. Воздух движется.
4 опыт: «Вертушка»
Ребенок: Беру «вертушку» и докажу, что воздух движется. Пройду быстро вот так. Вертушка стала двигаться. Вывод: когда я иду «вертушка» двигается и этим вызывает движение воздуха.
Воспитатель ставит 2-ю схему «Ветер движется»
-Какой сделаем вывод? (ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, ребята, как наш Буратино внимательно слушает ваши рассказы о «воздухе»
-Воздух имеет вес? ( ответы детей: да, нет)
- Давайте удивим Буратино и докажем, имеет ли вес воздух.
1 опыт: «Воздух имеет вес в надутом шарике»
Ребенок: я хочу доказать. Возьму 2 шарика. Один надую (дует, а другой нет. Для этого опыта мне нужны «весы». Положу на чаши весов надутый и не надутый шарики. Чаша с надутым шариком перевесила. Значит я доказал, что воздух имеет вес в надутом шарике.
Воспитатель ставит 3-ю схему «Воздух имеет вес»
-Какой вывод?
Дети: Воздух имеет вес в надутом шарике.
Воспитатель: молодцы, ребята, хорошо удивляете Буратино. Давайте удивим его еще.
-Воздух имеет запах? ( ответы детей: да, нет)
Воспитатель: Докажите, что воздух имеет запах.
1 опыт: «Воздух в корке апельсина»
Ребенок: Хочу доказать вам, что «воздух» есть в корке апельсина. Я беру со стола корку апельсина и пройду перед детьми с коркой апельсина в руке. Вы сразу же почувствуете запах апельсина, который распространяется в нашей группе. Вывод: воздух приобрел запах апельсина.
2 опыт: «Воздух в запахе духов»
Ребенок: А я докажу, что «воздух» в запахе духов. Беру «духи», осторожно сниму крышку, побрызгаю немного на свою рубашку. И пройду мимо вас. Вывод: «воздух» приобрел запах моих духов.
Воспитатель: Ой, как приятно чувствуется запах духов. Буратино, ты приобрел запах духов? (Буратино качает головой)
Воспитатель ставит 4-ю схему: «Воздух не имеет запаха, его можно почувствовать»
-Какой сделаем вывод? (ответы детей)
Воспитатель: (обращается к Буратино) Буратино, мы тебя удивили? (он молчит).
Ну, хорошо, ты все думаешь, как бы нас удивить? (Буратино кивает головой)
Воспитатель: Ребята, мы доказали Буратино, что воздух везде, повсюду, невидим, имеет вес, не имеет запаха, но его можно почувствовать. А как вы думаете, можно услышать воздух? ( ответы детей: да, нет)
Воспитатель: А это мы сейчас проверим.
(Дети проходят к следующему столу, где лежат надутые предметы: шар, бассейн и др.)
1 опыт: «Воздух можно услышать»
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в этих предметах воздух? ( ответы детей: да, нет)
Воспитатель: Давайте докажем нашему гостю можно ли услышать «воздух»
(Дети самостоятельно определяют. Слышат звук ш-ш-ш)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод.
Выставляет на доску 5-ю схему: «Воздух можно услышать»
Дети делают вывод: Воздух можно услышать, он дрожит, возникают звуки.
Физкультминутка. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: молодцы, ребята, правильно сделали вывод. А что же нового о «воздухе» вы сейчас узнали? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на общую схему.
-Давайте расскажем нашему Буратино все, что мы знаем о воздухе.
1. Воздух есть везде. Он повсюду, вокруг нас.
2. Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный.
3. Воздух движется.
4. Имеет вес.
5. Не имеет своего запаха, но его можно почувствовать.
6. Воздух можно услышать.
Рассказы детей (4-5 человек)
Воспитатель: Ну, Буратино, теперь ты сможешь придумать, чем нас удивить на следующем занятии, ты ведь теперь многое узнал?
Буратино: Я буду умненьким, благоразумненьким. (говорит говорящая игрушка)
Воспитатель: Ну и наши ребята тоже стали умными и внимательными.