Любовь Чепкасова
План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Публикация «План-программа по преемственности в работе детского сада и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Планирование. Планы работ
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
МКОУ «Вавиловкая средняя общеобразовательная школа» имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДОУ и начальная школа.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Цель – построение непрерывного образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО и ФГОС ДО.
Задачи:
1. Разработать модель непрерывного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.
2. Обеспечить готовность педагогов к осуществлению данного процесса.
3. Обеспечить преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
4. Формировать психологическую готовность ребенка к школе с учетом преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию.
5. Определить диагностический инструментарий для отслеживания развития личности ребенка.
6. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
7. Создать единую стратегию в работе с родителями (законными представителями).
Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.
Поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Этапы преемственности
Вся система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования представляет 4 взаимосвязанных этапов:
Первый этап (апрель - май) производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников старших групп детского сада в ходе комплексного психолого-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. В детском саду разработан полный пакет диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.
Третий этап (январь-февраль) качество подготовки детей к обучению в школе контролируется педагогом-психологом в, а марте воспитатели получают рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Контрольные мероприятия составляют содержание третьего этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами. Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных малых педсоветах (СОШ – ДОУ, совместных заседаниях методических объединений специалистов. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляется карта стартовой информации о будущих первоклассниках для учителей начальной школы.
Четвертый этап (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в первых классах школы и выпускников дошкольного отделения. Результаты адаптации выявляются в ходе посещений уроков, собеседований с заместителем директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности.
Итоги работы подводятся на совместном круглом столе по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном на очередной учебный год.
Мероприятия по осуществлению преемственности
Содержание работы Цель Срок Ответственные
Содержание работы воспитателей детского сада и учителей школы
Составление и утверждение совместного плана работы по преемственности между ДОУ и школой.
Ознакомление воспитателей с программой 1-го класса. Ознакомление учителей начальных классов с программой подготовительной группы. -запланировать совместную работу на учебный год,
-обеспечить создание системы непрерывного образования Сентябрь Зам. директора по УВР МКОУ
«Вавиловская СОШ», старший воспитатель, воспитатель
Оформление стенда
«Для вас родители, будущих
первоклассников»
-информировать родителей о подготовке к школе
В течение
года Воспитатели
Праздник “1 сентября –
День Знаний”.
-создать для будущего
выпускника д/с условия
возникновения желания
учиться в школе.
-создать для учащихся
1-го класса условия
возникновения гордости
быть учеником.
Сентябрь Руководитель ОУ,
учитель
начальных классов,
воспитатели
Проведение собеседования родителей с директором школы о
готовности ребёнка к обучению в школе.
-организовать
индивидуальную работу
с родителями будущих
первоклассниками.
октябрь Учитель
начальных классов
Семинар-практикум
«Использование
Здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»
-знакомство с опытом работы по
использованию
здоровьесберегающих
технологий на дошкольной и начальной ступени образования
ноябрь Воспитатели,
Учителя начальных классов
Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ
Общие понимания и требования готовности ребенка к школе
. -выработать педагогами
ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
декабрь
Руководитель МКОУ
«Вавиловской СОШ»
Учитель
начальных классов,
воспитатели
Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков) -проследить и в дальнейшем использовать связь и согласованность целей, задач, методов, средств воспитания и обучения в детском саду и школе В течение года Воспитатели подготовитель
ной группы, учителя начальных классов
Участие в педагогических советах. -обмениваться педагогическим опытом преемственности детского сада со школой
Взаимное консультирование. -оказывать консультативные услуги по вопросам воспитания и образования детей
Проведение совместных родительских собраний -подготовить родителей к началу учебного года в школе: рассказать об общих требованиях к обучающимся в образовательных учреждениях, трудностями в процессе адаптации учащихся 1-х классов в школе,
- ознакомить родителей воспитанников с образовательной программой МКОУ «Вавиловская СОШ» дошкольная группа
Содержание работы с детьми
Посещение торжественной линейки в школе -познакомить воспитанников со школой, традицией празднования дня Знаний Сентябрь Воспитатели
Экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортивного и актового зала) -расширить представления воспитанников о школе,
-способствовать плавной адаптации к школе Октябрь
Беседа о школе -выявить знания детей о школе, ее назначении,
-дать воспитанникам информацию о функциях школы,
-развивать познавательный интерес
Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов) -воспитывать уважение к учителю,
-развивать познавательную активность воспитанников
Чтение и рассказывание стихов о школе -совершенствовать речевые навыки,
-развивать детское творчество,
-способствовать
выявлению и раннему развитию талантливых детей,
-формировать стремление к получению новых знаний Ноябрь
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь -развивать наблюдательность,
-учить воспитанников рассуждать на тему школьной жизни, делать выводы
Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа» -совершенствовать изобразительное творчество детей,
-вызвать желание учиться в школе, получать новые знания В течение года
Выставка детских работ «Моя будущая школа» -оформить выставку детских работ в групповой раздевалке для родителей
Сюжетно-ролевая игра «Я- школьник» - помочь воспитанникам примерить на себя роль ученика в процессе игровой деятельности
Словесные и дидактические игры школьной тематики -совершенствовать речевые умения,
- развивать познавательную активность детей
Знакомство с пословицами поговорками и загадками об учении в школе -познакомить с народным фольклором об учении,
- расширить словарный запас детей на тему «Школа».
Рассматривание школьных принадлежностей.
Дидактическая игра «Собери портфель» -формировать представление о школьных принадлежностях, их назначении
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы
Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками -формировать позитивное отношение к процессу обучения в школе По плану школы
Посещение праздника «Прощание с букварем» -воспитывать интерес к получению новых знаний, чтению По плану школы
Выпуск детей из детского сада -провести выпускной бал для воспитанников подготовительной группы,
-обеспечить положительное самоощущение ребенка в окружающем мире Май Музыкальный руководитель, родительский комитет, воспитатели подготовительной группы
Весенний трудовой десант
«уборка территории)
Май Воспитатель, учитель начальных классов
Обследование детей подготовительной группы с целью изучения уровня готовности к обучению в школе. -провести тестирование на уровень готовности детей к школе,
-проследить динамику интеллектуального, речевого развития за учебный год Сентябрь-май старший воспитатель,
воспитатели
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников:
- выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник»
-наладить связь между родителями и учителями будущих первых классов,
-сформировать у родителей позитивный настрой к обучению детей в школе,
-проконсультировать родителей, как правильно психологически настроить ребенка на успешное обучение в школе Февраль Зам. директора по УВР МКОУ
«Вавиловкой СОШ», библиотекарь, воспитатели
-выставка поделок,
«Русские валенки»
(украшение валенок)
- помощь учащихся ОУ
воспитанникам ДОУ.
февраль Учитель
начальных классов,
воспитатели
Содержание работы по взаимодействию с родителями
Консультация «Психологическая готовность к школе». Правила для родителей. -оказать консультативную помощь родителям по оказанию психологической готовности к школе Октябрь Воспитатели подготовитель
ной группы
Родительское собрание «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» -довести до сведения родителей основные задачи образовательной программы ДОУ,
-проинформировать о том, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть будущий первоклассник Ноябрь Воспитатели подготовитель
ной группы,
учителя начальных классов, старший воспитатель
Консультация «Озорной непоседа или гиперактивный ребёнок в детском саду и школе и как ему помочь».
-оказать консультативную помощь родителям Январь
Оформление наглядных материалов для родителей «Возрастные особенности психологического развития детей 6-7 лет» -оказать консультативную помощь родителям В течение года
Родительское собрание «Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов). -оказать консультативную помощь родителям по вопросам адаптации детей к школе,
-проинформировать, какие канцелярские товары и школьные принадлежности надо приобрести,
-проинформировать, какую образовательно-воспитательную работу следует провести с детьми в летнее время для позитивного настроя детей на успешное обучение в школе. Май
Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:
1) повышается компетентность родителей;
2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя);
3) безболезненная адаптация детей в 1 классе;
4) формирование мотивации детей;
5) обеспечение равных стартовых возможностей;
6) защищённость мира детства.
В заключение хочется сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Таким образом, исключается дублирование программных областей знаний, а обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Список использованной литературы
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
3. Белая К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М. : Издательский дом МЦФЭР – 2011. – № 11.
4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.