Маргарита Бессарабова
План профессионального самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
План профессионального самообразования воспитателя МБ ДОУ №194
Бессарабовой Маргариты Юрьевны по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Начало работы над данной темой: Сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания: Май 2021г.
Возрастная группа: Младшая группа
Актуальность выбранной темы
Публикация «План профессионального самообразования „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель работы по теме самообразования : Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи образовательной деятельности:
- развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
- воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
- обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
- создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
План работы на год
Изучение методической литературы
Сентябрь – Апрель
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника»
М., 1995.
2. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа»
М., 2009.
3. Жаворонушки: «Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки»
Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Учено - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008.
5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.
6. Аникин В. «Русский фольклор», М., 1985.
7. Интернет-ресурсы.
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь - Показ кукольного театра по сказке «Колобок». - Разучивание и проговаривание потешек. - Применение потешек в режимных моментах.
Октябрь
- Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
-Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь
- Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»
- Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,
- Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)
Декабрь
- Хороводы, народные подвижные игры.
- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Январь
-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
- «Пришла Коляда», разучивание колядок. Колядование.
Февраль
- Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками.
Март
- Знакомство с закличками, потешками о солнце.
-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
- Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.
Апрель - Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. - Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Май - Игры - драматизации по знакомым сказкам.
Работа с семьей
Сентябрь Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Октябрь
Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Ноябрь Консультация для родителей: «Почитай мне сказку мама»
Декабрь Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».
Январь Советы родителям «Фольклор в развитии речи детей»
Февраль Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Март Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Апрель
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Май
Презентация «Активизация речевого общения, как фактор становления личности»
Самореализация
- Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.
- Подбор и изготовление картотеки потешек и загадок для детей младшего возраста.
- Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.
- Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
3. Ребенок умеет составлять предложение из 3-х и более слов.
4. Ребенок может пересказать основной сюжет сказки.
5. Умеет отгадывать загадки.