Чистоусова
План проекта «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Задачи проекта :
• Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
• Создать предметно-развивающую среду;
Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения
• Научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям
• Сформировать у детей добросовестное отношение к труду
Публикация «План проекта „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Профессии. Проекты
- Темочки
• Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий
• Разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с профессиями;
• Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
Сроки реализации
1 год
Участники проекта
Дети в возрасте 3-4 лет (гр. «Рябинка», 5-6 лет (гр. «Гномик»)
Родители
Воспитатели
Тип проекта
Долгосрочный
Вид проекта
Творческий, Информационный
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных преставлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Вся работа, осуществляемая в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомление с той или иной профессией.
Постановка проблемы
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов)
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром., преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда)
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:
Доступность:
-учет возрастных особенностей детей;
-адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
-постоянная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
-учет особенностей мышления.
Динамичность:
-интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
-учет возрастных особенностей;
-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
Помимо основных принципов можно выделить
следующие принципы:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
4. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
5. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры
Методы реализации работы.
1. проведение экскурсий (очные и онлайн)
2. организация встреч с людьми разных профессий (очные и онлайн)
3. чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
4. этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
5. инсценирование литературных произведений;
6. составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
7. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Основные формы реализации проекта :
-Устный журнал для родителей;
-Разработка этапов проекта :
-Разработка перспективного планирования включения сюжетно-ролевых игр в деятельность детей;
-Ознакомление детей с творческими профессиями;
-Внедрение данного опыта в работу.
Анализ исходного состояния проблемы.
К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся : обогащённая предметно-развивающая среда, эффективная организация образовательного процесса с использованием игровой деятельности в качестве средства развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, продуктивное взаимодействие со специалистами и родителями воспитанников группы детей, принимающих участие в проекте.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
• пополнение лексики воспитанников;
• расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
• успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
• совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Оценка результатов
В результате проведё нной работы должны быть достигнуты следующие результаты:
1. Дети должны быть смотивированы на самостоятельное знакомство с профессией.
2. Дети должны научиться отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
3. У детей должно быть представление о востребованных в обществе профессиях.
4. Родители и педагоги должны стать активными помощниками друг другу в воспитании и образовании детей.
Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь. В непринужденной беседе с детьми я обеспечивала развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.
Партнёры и целевые группы проекта
Непосредственными участниками (целевые группы) проекта стали :
• дошкольники старшей группы «Гномик» и 2й младшей «Рябинка»
• родители воспитанников группы «Гномик» и 2й младшей «Рябинка»;
• воспитатели группы (реализация работы осуществляется посредством деятельности двух педагогов группы во взаимодействии, которые стимулируют творчество детей в самостоятельной деятельности, в режимные моменты их жизни в ДОУ);
Механизм и сроки реализации проекта
Обязательным условием реализации проекта является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия в специально-организованной деятельности, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми осуществлялась два раза в неделю.
При организации рабочего пространства необходимым стало соблюдение санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности, правил техники безопасности при работе с материалами различного характера.
В основу механизма реализации представленного проекта заложен принцип поэтапного достижения его цели и поставленных задач
Этапы работы над проектом
I этап (подготовительный)
• Составление плана работы по проекту по теме «Путешествие в мир профессий».
• Диагностические исследования.
• Подбор иллюстраций, сюжетных картин, загадок, настольных и сюжетно – ролевых игр в соответствии с тематикой.
• Подбор стихов, песен, пословиц о профессиях для разучивания с детьми.
• Подбор книг для книжной выставки «Такие разные профессии».
• Подбор настольных и дидактических игр «Какая это профессия?»,
«Четвёртый лишний», «Кому что нужно для работы?», «Ассоциации – профессии», лото «Профессии»
• Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
• Разработка конспектов занятий по теме «Профессии».
II этап (основной)
I блок (работа с детьми)
1. ОО «Познавательное развитие» : занятия «В мире профессий», «Профессии и инструменты», «Лучше дела не найти»;
Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в библиотеку, парикмахерскую, магазин, на стройку (по возможности очно, если нет, то онлайн);
Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем я хочу быть?», «Азбука профессий», «Магазин», «Больница».
2. ОО «Речевое развитие» беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Зачем нужны профессии?», «Профессиональные праздники».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кем быть?», Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М. Манакова «Моя первая книга о профессиях», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», А. Шибаев «Лучше дела не найти», С. Маршак «Почта»
3. ОО «Социально – коммуникативное развитие» : сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты», «Ветеринар», «Супермаркет», «Кафе», «Космонавты», «Пароход».
4. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
-разучивание музыкально – ритмического упражнения «Маляры», разучивание песен
«Отважный пожарный», «Моряки», «Воспитательница».
- занятие «Грузовая машина» (лепка, «Мчится поезд» (рисование, аппликация «Инструменты», конструирование «Строим дом».
5. ОО «Физическое развитие» - подвижные игры «Пожарники», «Космонавты», эстафета
«Строители», подвижная игра «Варим суп».
II блок. Работа с родителями.
1. Консультации для родителей «Беседуйте с детьми о профессиях»
3. Изготовление альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
4. Изготовление родителями атрибутов к играм и альбомов «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
III этап (заключительный)
1. Итоговые мероприятия.
Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны».
Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии».
Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»
Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».
2. Продукт проекта.
Детские рисунки.
Фотогазета «Есть много профессий хороших и нужных!».
Альбомы «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».
3. Презентация проекта.
Выступление на педагогическом совете в ДОУ.