Юля Афанасьева
План по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для экологического развития детей, обогащение и углубление знаний в развитии детей через дидактические игры в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
Публикация «План по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Уточнить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о птицах,
3. Знакомить с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
4. Формировать представления о чередовании времен года.
5. Расширить знания детей о комнатных растениях.
6. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
7. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
8. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
9. Повышать уровень знаний у родителей по данной теме
10. Создавать предметно-развивающую среду в группе по теме.
11. Провести анализ эффективности проделанной работы.
раздел плана сроки формы работы практические
выходы
Изучение литературы в течение года подборка литературы
Консультации для педагогов
Консультации для педагогов.
1. Экологическое воспитание старших дошкольников через дидактические игры.
2. Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Оценка уровня развития экодогических
способностей Сентябрь 2020,
Май 2021. тестовые
задания
Заполнение индивидуальных карт развития
Внедрение плана работы с детьми
в течения года
организационная деятельность
1. Развлечения по экологии :
2. Беседы
Чтение загадок, стихотворений, рассказов.
3. Практические задания
4. Дидактические игры
5. Выставка детских работ
6. Пальчиковая гимнастика
7. Сюжетно – ролевые игры
8. Рассматривание картин, иллюстраций.
Сентябрь.
Во саду ли, в огороде.
Д/ и: «Чего не стало»
«Угадай на ощупь».
«Узнай по описанию».
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
-Игра «Дорисуй овощ»,
«Что в моей корзинке».
-Рассматривание картины "В поле осенью"
«Съедобное –несъедобное»
«Назови гриб»
*Беседа
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Д/и «Время года»
Октябрь.
1. В хороводе деревьев
Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
Рисование "Разноцветные листочки"
2. Мир растений
Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
Беседа "Мой любимый цветок"
-Д/ и: «Собери букет»
«Узнай растение»
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
«Как развивается растение»
Раскраски
-(Раскраски для детей на экологические темы).
Ноябрь
1. На бабушкином дворе
-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры :
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
2. Лесные жители
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Д/ и: «Найди детёныша».
«Кто, что ест», «Кто, где живёт»
-Слайды "Времена года"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
-Подвижная игра "У медведя во бору"
Декабрь
1. Зимушка-зима
Беседа о зиме «Зимние приметы»
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Игра "Жидкое- твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры - забавы с санками
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
Д/и «Определи время года»
2. Белый снег, пушистый
Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
Январь
В гостях у птиц
Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры :
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой
Февраль
Путешествие в царство комнатных растений
Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
Экологические пазлы
Март
*Беседа
«На нашей улице весна»
Д/и «Любимое время года»
-Дидактические игры :
"Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает",
"Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
Береги живое!
Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа
Апрель
1. Насекомые - наши помощники
Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры :
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"
-Игра "Пчёлки"
2. Подводное царство
Наблюдения за аквариумными рыбками
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
Экологические пазлы
«Разрезные картинки»;
Май
1. Земля - мой дом
Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Д/ игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто вводе"
2. Экологическая тропинка
-Целевая прогулка по экологической тропинке
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если?"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем
Беседа «Лето красное пришло»
3. Проведение развлечения Экологический игровой досуг
«А знаете ли вы, знатоки природы»
в течения года с сентября по май 1. Консультации
2. Родительские собрания
3. Папки передвижки
4 .Анкета
5. Выставка рисунков
6. Памятка для родителей
7. Игровой досуг
8. Рекомендации Сентябрь
Родительское собрание
Октябрь
*Проектная деятельность
«По морям, по волнам»
* Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
Ноябрь
*Выставка рисунков
Наши любимые питомцы
Буклет
Декабрь
*Папка – передвижка
«Стихи о зиме»
*Проектная деятельность
«Здравствуй, гостья зима»
Январь.
*Консультация
«Мы должны охранять окружающую среду»
Фотостенд «Зимняя прогулка»
Февраль
*Консультация
«Игры тренинги экологического содержания для детей старшего возраста».
Март.
*Рекомендации родителям
«Развиваем желание заботиться о природе»
Привлечь родителей к изготовлению лепбука «Экология».
Апрель
*Консультация
«Все в природе взаимосвязано»
Май
*Экологический игровой досуг
«А знаете ли вы, знатоки природы»
*Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.
Создание развивающей среды в группе В течения года 1. Оформление пособий для работы
2. Изготовление игр
3. Презетация
4. Продолжать оформлять в группе уголок по экологии Пополнение картотеки дидактических игр
Изготовление
Развивающих пособий Лепбуков -
«Времена года»,
«Экология».
*Презентация «Дидактические игр по экологии»
Анализ проведенной работы май 2021 Сравнительная оценка уровня развития экологических способностей детей Выявление уровня развития навыков и умений, для определения дальнейшей работы по теме.