Светлана Cумская
Информационно-аналитический отчет по теме «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных способов аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей отмечается моторное отставание. Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки,им трудно собирать мозаики и пазлы, лепить из пластилина, пользоваться ножницами. А как известно, что если отстает моторное развитие, то и задерживается и развитие ребенка в целом. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Для меня было важно научить воспитанников управлять своими пальчиками.
Публикация «Информационно-аналитический отчет по теме „Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных способов аппликации“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В процессе работы с детьми и проводя работу с родителями (беседы и анкетирование с целью выявления осведомленности родителей «Что такое мелкая моторика и как ее развивать») у меня сложилось такое мнение, что многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше внимания. Современные дети все больше времени проводят за гаджетами, телевизором или компьютером, и все меньше времени занимаются ручным трудом. Мной была поставлена задача, донести до родителей важность данной темы, что развитие мелкой моторики их детей в дошкольном возрасте позволит сформировать координацию движений пальцев рук. Все это нужно для успешного обучения в школе. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Я обратила внимание, что на страницах педагогической литературы, в статьях на интернет сайтах, посвященных развитию детей, часто встречается термин «моторика». И эта тема меня заинтересовала. Изучая ее, я поняла, что развитию моторики рук детей нужно уделить как можно больше внимания.
По моему мнению, одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественное творчество. Я считаю, что нетрадиционная аппликация привлекает детей еще и своей необычностью. Нетрадиционная аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Занимаясь нетрадиционной аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мускулатуры руки, мелких и точных движений кисти руки. Я считаю, что выбранная тема актуальна.
Цель
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук через ручной труд, используя нетрадиционную аппликацию.
Задачи
- развивать у детей умение производить точные движения кистью рук и пальцами рук
- развивать творческую активность, художественный вкус, фантазию, мышление, познавательный интерес
- показывать родителям важность работы по развитию мелкой моторки
Всю работу по своей теме я проводила поэтапно.
I этап – Подготовительный
Свою работу я начала с подбора и изучения необходимой научно-методической литературы, опыта коллег на педагогических сайтах, просмотрела видеоролики занятий по развитию мелкой моторики и нетрадиционной аппликации, изучилаключевые понятия, касающиеся обозначенной проблемы. Подобрала материал для диагностики. Использовала диагностические методикиГуткиной Н. И. Все это мне нужно для того, чтобы знать возрастные особенности детей, и уровень сформированности развития у них мелкой моторики.
Вместе с детьми изучили дополнительный материал (упражнения, игры, стишки, загадки) для развития мелкой моторики во время досуга, в процессе образовательной деятельности.
В работе по данной теме, мною были использованы следующие методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, рассматривание схем, готовых работ, презентаций, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).
В своей работе использовала следующие формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа;
- коллективная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей, направленная на укрепление интереса к нетрадиционной аппликации.
Мною были использованы следующие технологии:
-Здоровьесберегающая технология (использование пальчиковых игр, гимнастики для глаз)
- Технология проектной деятельности (создание поделок, детских работ)
- Технология исследовательской деятельности. Вместе с детьми исследовали материалы для аппликации, то, что можно использовать для работы, а что нет, с чем легко работать, а с чем придется потрудиться. Дети узнали разные материалы и их свойства, приобрели навыки работы с ними (крупы, разные виды бумаги, вата, камешки, природный материал)
- Игровая технология
II этап – Основной (практический)
На данном этапе, я провела первичную диагностику уровня сформированности навыков мелкой моторики у дошкольников. Все упражнения диагностики выполнялись после предварительного объяснения и показа. Использовала методики:«Домик» Н. И. Гуткиной, методику «Дорожки», работу с бумагой (вырезывание ножницами и обрывание листа, а также статические упражнения (критерии оценки и уровни развития мелкой моторики у детей. По результатам диагностики я увидела, что у многих детей, к сожалению, низкий уровень развития мелкой моторики. У большинства ребят, недостаточно развита моторика пальцев рук. Дети с низким уровнем развития моторики, испытывали трудности при выполнении заданий. Движения были скованные, ловкость не наблюдается, координация движений рук нарушена, испытывают трудности при вырезывании, штриховки, не умели правильно держать карандаш, линии были или толстые, или едва заметные, неправильно изображали элементы рисунка, им было сложно в имитации и в повторе действий по образцу,например, «Три задания» (ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу) нарушили последовательность движений. Дети со средним уровнем, испытывали небольшие трудности при выполнении заданий или выполняли его медленно, работая с карандашом линии были прерывистые, дрожащие. Чувствовалось напряжение в руках. А дети с высоким уровнем, со всеми заданиями справились быстро и легко, движения пальцев и кистей рук были точные, ловкие. Проведение диагностики позволило выявить затруднения детей и спроектировать направление, по которым необходимо последовательно и поэтапно работать.
В связи с этим, используя полученные данные, мною был разработан перспективно-тематический план кружковой работы «Умелые руки не знают скуки» для детей старшей и подготовительной групп по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционной техникой аппликации.
Кружковую работу с детьми старшей, а далее подготовительной группы, проводила два раза в неделю (по 30 минут).
Основной идеей кружка по развитию мелкой моторики, является нетрадиционная техника аппликации.
Кружковую программу строила на следующих принципах:
Принцип доступности
Данный принцип требует тщательного отбора изучаемого материала согласно возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников.
Принцип систематичности и последовательности
В которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень, следуя логике «от простого к сложному».
Принцип доступности
Данный принцип предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком вида деятельности, помощь в самоопределении и поиске своих интересов и способностей, педагогическую поддержку.
Принцип самореализации
Способствующих проявлению творческих качеств личности, раскрытию его способностей.
Во время первых знакомств с новой техникой, я подробно давала понятия о ее особенностях, вместе с детьми прорабатывали элементы и технологию выполнения, а лишь потом, дети создавали какие-либо образы или сюжеты. Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Также, систематически проводила упражнения на развитие мелкой моторики рук во время занятий и в режимных моментах, включала в индивидуальную работу такие как: упражнения для кистей рук («Шарик», «Юла»,«Флажок», «Замок»); динамические упражнения для пальцев рук («Дружные пальчики», «Семья»); пальчиковые игры («Вышли пальчики гулять», «Малыши», «Крабик», «Гуси», «Котик», «За работу»);самомассаж пальцев и ладоней («Снимаем и надеваем перчатки», «Моем руки», «Игра с шариками». В ходе пальчиковых игр и упражнений дети, повторяют мои движения, тем самым вырабатывается у них ловкость, умение управлять и координировать свои движения. В этой работе помогает использование мультимедийной доски для просмотра видеороликов и презентаций «Пальчиковые игры», «Виды аппликаций».
Разработала и реализовала проект «Бисероплетение». Он тоже был направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. Бисер увлек не только девочек, но и мальчики охотно подключались к работе. Это очень кропотливый труд, требовал усидчивости и точных действий обеих рук. Вместе с детьми мы создавали деревья, в итоге сделали выставку «Чудо-дерево» по временам года. Проект «Облака», в результате которого, дети создали из ваты разные облака (кучевые, перистые, слоистые). Для этого нужно было отщипнуть от большого кусочка ваты поменьше и пальцами создать форму облака, после это приклеивали на картон.
Для родителей была размещена наглядность в уголки, работы детей (коллективные и индивидуальные, папки- раскладки («Что такое мелкая моторика и для чего она нужна», «Развиваем моторику руки дома», «Влияние мелкой моторики на речь ребенка», «Что развивает нетрадиционная аппликация»). Папки-передвижки («Развитие мелкой моторики будущего первоклассника», «Слова на кончиках пальцев»)и картотека пальчиковых игр. Организовывала выставки совместных работ детей и родителей на темы:«Осенние поделки», «Букет маме», «Космос», «Новогодняя игрушка». Проводила мастер-класс «Куклы-обереги» (совместная работа детей и родителей в создании кукол из шерстяных ниток); «Цветы из салфеток». Родители с удовольствие принимали участие и вместе с детьми увлеченно создавали свои шедевры.
Создала уголок для развития мелкой моторики. В него входят: массажные мячики (рельефные и мягкие, разнообразие мозаик, конструкторы разной формы и размеров, пособия по шнуровке, застегиванию и расстегиванию пуговиц, мелкие игрушки и предметы (игрушки киндер, пирамидки, матрешки, пальчиковые лабиринты, пальчиковый театр,тактильные мешочки наполнены крупами, крахмалом, камешками. Создала пальчиковые игры «Пальчиковый футбол», «Твистор для пальчиков». «Лабиринт». Пополняла предметно-развивающую среду для творческой деятельности. В уголке природы и изо деятельности располагала необходимые материалы для самостоятельного использование, доступны для детей (крупы, семена, разные виды бумаги, салфетки, клей, краски, клеенки, кисти, пластилин, ножницы, шаблоны, и все, что попадалось под руку и что можно использовать в работе). Весь материал находится в свободном доступе для детей. Многие родители, видя, как их чадо увлеченно занимается ручным трудом, старались помочь, приносили бисер, проволочку, губки, поролон, гофрированную бумагу, листья деревьев, шишки, ракушки, в общем, все то, на что хватало фантазии.
В своей работе, я использовала следующие нетрадиционные виды аппликации:
Аппликация из салфеток
Салфетки стал для нас очень интересным и доступным материалом для детского творчества. Детям было увлекательно обрывать салфетки, нарезать их на квадратики и делать из них комочки кончикамипальцев, или скручивать в жгутики, а затем приклеивать на поверхность бумаги, создавая красивую композицию. Эта работа развивает глазомер у детей, моторику пальце, воображение. Вместе с ребятами к празднику мам, мы украсили стенгазету цветами из салфеток, а ко дню Победы изготовили гвоздики и возложили их к памятнику.
Аппликация из ваты и ватных дисков
Работать с дисками было легко. Дети использовали для работы как целые диски, так и разрезанные на части, клеили на поверхность бумаги при помощи обыкновенного клея. Также ватные диски можно раскрашивать красками, надрезать, гнуть. С ватой тоже проблем не возникло. Ребята отрывали кончиками пальцев небольшими кусочками, скатывали между ладоней в шарики и жгутики, так же раскрашивали красками. Чаще всего в той технике выполняли зимние пейзажи («Зимушка», «Зимняя ночь», «Первый снег», «Овечка», «Пушистое облако», «Котенок», «Белая береза»)
Торцевание
Данная техника сначала давалась ребятам не легко. Но со временем выработался навык,и у детей получалось выполнять работу аккуратней. Дети очень увлеченно изготавливали работы и поделки, им было интересно получить готовый продукт. Для работы, необходимо было нарезать гофрированную бумагу на квадраты. На изображение дети растирали пластилин, а потом на него прикрепляли бумагу, используя деревянную шпажку. Работая в этой технике развивалась мелкая моторика рук, мускулатура и ловкость пальцев. С помощью торцевания мы создавали удивительные объёмные картины, мозаики, панно («Цветы», «Пасхальное яйцо», «Петушок», «Дельфин»)
Аппликация из круп и семян.
В начале работы было трудно и мне и ребятам, так как выполняя работу, необходимо было запастись терпением, но со временем стало получаться. Мы начали работу с самого простого, сделали цыпленка из пшена, потом использовали манку, гречку, рис, семечки подсолнуха, тыквенные семечки. Работая в этой технике, дети, перебирая крупы, совершенствуют движения пальцами рук. Также в одной работе использовали сразу несколько видов круп. Крупу приклеивали на клей и вдавливали в пластилин. Для привлекательности и разнообразия крупу раскрашивали с помощью гуаши и воды («Ежик», «На полянке», «Медведь», «Грузовичок везет фасоль»)
Аппликация из осенних листьев
Работая с природным материалом, дети получают позитивный настрой от работы. Сначала, ребята приклеивали лист на картон и с помощью фломастера оживляли рисунки, делая зверей, птиц, волшебных героев. Потом, работу усложняла, дети изготавливали сюжетные работы. Листья можно было разверзать, мять или использовать целиком. («Лев», «Осеннее дерево», «Ежик», «Осень», «Чудо птица»)
Обрывная аппликация
В этой технике дети рвали бумагу на кусочки и составляли из них изображение в виде мозаики. Особенно их радовало то, что здесь не нужны четкие контуры. Используя эту технику тренируются движения пальцев рук. Обрывная аппликация хорошо передает фактуру образа (пушистое облако, листва дерева, образы животных).
Пластилинография
Работать с пластилином было не сложно. Дети его разминали, отщипывали, надавливали, размазывали. Работая в этой технике укрепляется сила рук, движения становятся согласованными. («Жолтовский поднос», «Рыбка», «В лесу», «Космос»)
III этап – Заключительный этап
На контрольном этапе, я отметила, что систематическая и комплексная работа дала свойположительный итог. Повторная диагностика показала, что уровень развития мелкой моторики стал намного выше, а нетрадиционная аппликация вызывает большой интерес и желание творить что-то новое.
Дети с высоким уровнем развития, с заданиями справляются самостоятельно, моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной,норме пальцы приобрели гибкость, движения рук не скованные, владеют ножницами, для большинства нет трудностей при вырезывании. Правильно держат карандаш,работая с карандашом, линии получаются ровные, плавные, нет разрыва между линиями. Дети со среднем уровнем, испытывали не большие трудности, им требовалось больше времени на выполнение задания, моторика рук развита недостаточно. А детям с низким уровнем развития, тяжело выполнить работу самостоятельно, они сбиваются, моторика рук плохо развита, нет гибкости и ловкости пальцев (два ребенка не посещали кружок).
Наблюдая за детьми, я вижу, что у них нет сложностей с застегиванием пуговиц, справляются со шнуровкой, правильно держат ложку, ребята стали больше внимания уделять мозаикам и пазлам. Создание работ доставляло им большое удовольствие.
Дети принимали активное участие в конкурсах детских работ на базе ДОУ, и на муниципальном уровне, в интернет конкурсах, получали призовые места и благодарности.
В конце каждого месяца детьми были созданы коллективные работы, мы их размещали в родительском уголке как выставку.
На мой взгляд, все вышеперечисленные нетрадиционные техники аппликации способствуют развитию мелкой моторики и координации движений, и в целом развитию детей дошкольного возраста. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. У детей развивается творческий потенциал, эстетический вкус и формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности. На мой взгляд, вся систематическая работа с детьми и родителями, дает положительный результат. После проведённых бесед, консультаций, родители стали серьёзнее относится к развитию мелкой моторики, поддерживают интерес к художественному творчеству (участвуют вместе с детьми в конкурсах).
Для себя я сделала вывод, что развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционной техники аппликации приносит пользу для детей. Во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки. Во-вторых, формируется художественный вкус, дети не боятся работать разнообразным материалом, развивается мышление и воображение, фантазия. В-третьих, систематическая и комплексная работа подготавливает руку к овладению письмом, формирует у ребят усидчивость, внимание и сосредоточенность.
В настоящее время продолжаю работу по этой теме с детьми раннего возраста. Составила перспективный план кружка «Волшебные пальчики» для детей раннего возраста. Считаю, что чем раньше малыши начнут активно и ловко двигать и управлять пальчиками, выполнять то или иное действие, тем раньше и быстрее они начнут говорить и развиваться в целом. Надеюсь, что, дойдя до старшего дошкольного возраста показатели диагностики, будут выше.