Лысова Наталья Артуровна
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС и ФОП ДО
▼ Скачать
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС и ФОП ДО.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».
Д. С. Лихачев
Общий стаж работы: 8лет.
Стаж педагогической работы: 3года
Стаж работы в данном учреждении:8 лет.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС и Фоп до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Образование: средне – специальное.
Курсы повышения квалификации по Теме: «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г.
Индивидуальная тема самообразования:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
в условиях ФГОС и ФОП ДО.
Цель: формирование представления детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.
2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, любовь к родному селу, и интерес к прошлому и настоящему родного села, развивать бережное отношение к селу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
3. Формировать представления о России как о родной стране. Воспитывать патриотизм, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому.
5. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённые в детском саду.
Выход темы:
Оформление папки-передвижки темы: «Нравственно патриотическое воспитание. Крым это Россия, Крымская весна 18 марта».
Оформление папки-передвижки для родителей тема: «Азбука патриотизма», «Это радость со слезами на глазах».
Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России».
Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.
Подведение итогов самообразования.
Пояснительная записка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному селу и родной стране.
• В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
• Как дошкольник может эти чувства выразить?
• К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален.
А именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу у него проявляются в чувстве восхищения своим селом.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями села, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному селу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».
Под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, такие как, доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее, приобщение его к истокам национальной культуры, обычаям и традициям своего народа, природе родного края, воспитание правильных поступков, чувство сопричастности к и привязанности к своему народу, к своей родной земле.
Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село– это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний детей встала задача, сделать нравственно-патриотическое воспитание естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе.
Тема по самообразованию интегрируется в областях ФОП:
Духовно-нравственное воспитание-направлено на формирование способности к индивидуально-ответственному поведению, на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников.
Патриотизм - семейные и народные традиции, культура человеческого бытия.
Социальное направление-формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия.
Эстетическое направление- любовь к прекрасному, искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир.
Формы и виды с работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми :
-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы.
-воспитывающая проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта, ситуативное моделирование.
-ЧХЛ с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов и историй, сказок, заучивание стихов наизусть.
-разучивание и исполнение песен, театрализация, инсценировки, драматизация.
-рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстрации, просмотр видеороликов, презентации, мультфильмов.
-организация выставок книг, детских поделок. иллюстрации, экскурсии.
-игровая роль, ситуация, действие.
-демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога. Приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, похвала, поощряющий взгляд)
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
• индивидуальная работа с детьми.
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей.
• консультации индивидуальные и групповые.
• беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды
группы.
• проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому
воспитанию детей.
Предполагаемый результат.
Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе» :
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: район, село, область; предприятия родного города и их значимость; символику Республики Крым, достопримечательности; крупные городов республики, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем.
Актуальность.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других.
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.
В настоящее время, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает инородная культура, стираются понятия добра и зла, и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.
Как сформировать у маленького человека основные жизненные и человеческие понятия не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны?
Воспитатель может повлиять на формирующуюся личность ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет возводить свой храм души, состоящей из кирпичиков нравственность, духовность, патриотизм.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Дошкольник должен сориентирован на:
• патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, района, села, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России.
План работы на 2023–2024 учебный год.
№ Содержание Сроки Отчёт о выполнении
1 Беседы на тему: «Село, в котором мы живем».
Мероприятия:
Рассмотрение иллюстраций родного села.
Папка - передвижка для родителей: «Азбука патриотизма»
Сентябрь 2023г.
2 Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.
В течение года
3 Расширить представление о родном крае, формировать интерес к «малой Родине», ее достопримечательностях.
Мероприятия:
1) Ознакомление с картой Республики Крым.
2) Ознакомление с картой РФ.
3) Рассмотрение открыток с изображением городов Республики Крым.
4) Чтение стихотворений о Республике Крым.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».
октябрь 2023г
4 Расширить представление детей о своем селе (о достопримечательностях; вызвать чувство гордости, уважения.)
Мероприятия:
1) Экскурсия к достопримечательностям села.
2) Оформление стенгазеты «Мое любимое село».
3) Беседа тема: «День народного единства»
Стенгазета «День народного единства».
ноябрь 2023г
5 Ознакомление с народами живущими на Крымском полуострове.
Мероприятия:
1) Беседа «Знакомство с народами Крыма».
2) Рассмотрение иллюстраций с традиционными костюмами народов Крыма.
Консультация для родителей «Маленький гражданин России».
декабрь 2023г
6. Расширять знания детей о родном крае; Государственная символика Республики Крым.
Мероприятия:
1) Знакомство с Государственной символикой Республики Крым.
3) Знакомство с Государственной символикой Раздольненского района.
4) Выставка детских работ: «Флаг моей республики».
Развлечение «Русские святки».
январь 2024г.
7. Закрепить знания о Государственной символике Родного края.
Мероприятия:
1) Игра «Узнай свой флаг».
2) Пазлы «Собери герб».
3) Прослушивание и разучивание гимна Республики Крым.
Участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Наша армия сильна».
Чтение художественной литературы.
Развлечение «День защитника Отечества».
Выставка детского творчества.
февраль 2024г
8. Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Крым это Россия, Крымская весна 18 марта».
Беседа по теме: «День Воссоединения Крыма с Россией».
Развлечение «Мамин день».
Март
2024г
9. День космонавтики.
Мероприятия:
1) Презентация для детей: «Великие космонавты страны».
2) Выставка рисунков «Необъятный космос».
Апрель
2024г
10. Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах».
Открытка ветерану.
май 2024 г
10. Подведение итогов самообразования.
Диагностика. Презентация. май 2024г
Используемая литература
№ Автор Название Год изд-я Издательство
1 Н. В. Алешина. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» 2008 М. : Изд-во Цгл
2 Сухомлинский В. А «Как воспитать настоящего человека» 1990 Москва «Педагогика»
3 Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4 Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 2004 М. : Мозаика-Синтез
5 Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» 2012 Издательство: ГНОМ И Д
6 Статья Базарова О. Б «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
7. Мухоморина Л. Г.
Кемилева Э. Ф., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В. «Крымский веночек» региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым.
2001
Города и села. Автономная Республика Крым. Город Севастополь. Историко-краеведческие очерки. — Слава Севастополя, 2009
Приложение 1.
Анкетирование родителей:
- Считаете ли важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
- Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным краем, историей возникновения села?
- Знаете ли вы что-то интересное о своем селе?
- Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?
- Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном крае, его жителях и жизни села? - Выражает ли внешне ребенок своё желание и интерес узнать о своём селе?
- Отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?
- Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в селе?
- Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к родному краю,стране?
- Считаете ли вы, что взаимодействие с воспитателями необходимо при воспитании основ гражданственности?
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Бурятские сказки несут в себе бережное отношение к природе, к Земле и людям. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.