Татьяна Скрябина
Развитие речи детей 3–4 лет через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года.
Вводный этап :Ознакомление и подбор литературы сентябрь- май Систематизировать знания по данной теме
Накопление методического материала для работы
Основной этап: Работа с детьми на занятиях, во время самостоятельной деятельности, индивидуальная работа
Были подготовлены консультации для родителей:
-«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
-«Как научить детей отгадывать загадки«
Публикация «Развитие речи детей 3–4 лет через устное народное творчество» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Расширила знания по теме.
Приобрела новые знания и умения.
Отработала в практической деятельности.
Итоговый этап. Применила полученный материал и знания в работе.
1. Создала в группе речевой уголок, подобрала красочные книжки с потешками для самостоятельного закрепления детьми, картотеку потешек, загадок, закличек, народных игр. Пополнила театральный уголок масками, пальчиковым театром «Репка», «Колобок», театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка».
2. Совместно с родителями создали альбом «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
3. Провела открытое комплексное занятие «Путешествие на ферму»
4. Речь детей улучшилась, проявляют интерес к книгам
Актуальность.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
1. Предполагается изучить по данной теме:. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995; Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
2. Творческое сотрудничество по теме самообразования : с родителями, педагогами.
3. Практический выход: «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей); семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»; родительский университет «Развитие речи детей»; создание речевого уголка, открытое занятие для педагогов.
4. Изучение передового педагогического опыта на образовательных сайтах.
5. Май 2024 проведение открытого комплексного НОД «Солнечные лучики» для педагогов.
План работы 2023-2024год
Сентябрь 2023г– май 2024г. Изучение методической литературы.
Оформление картотек : пальчиковые игры, народные подвижные и хороводные игры, потешки, считалки, заклички, загадки, изготовление масок для театральной деятельности.
Октябрь 2024 г. Работа с детьми. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. «Сидит белочка в тележке», «Мальчик пальчик», «Сорока белобока», «Вышли пальчики гулять» и т. д
Ноябрь 2024 г. Разучивание потешек о кошке: «Кошкин дом», «Как у нашего кота», «Кисонька мурысонька». Игровая деятельность «В гости к кошке». Инсценировка потешки «Кисонька мурысонька».
Декабрь- февраль 2023г. Народные подвижные, хороводные игры: «Пузырь», «Колпачок», «Ходит Ваня», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору», «Курочка хохлатка», «Гуси – гуси.», «Мороз красный нос».
Февраль 2024г. Знакомство со считалками.
Март 2024г. Театрализованная постановка. Инсценирование русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Апрель 2024г. Знакомство с закличками, потешками о солнце, травке, птицах, насекомых. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Май 2024г. Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Работа с семьёй.
Январь 2024г. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Май 2024г. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Самореализация.
Создание в группе речевого уголка «Говорун». Участие в конкурсе речевых уголков.
Май 2024г. Открытый показ нод во второй младшей группе «Солнечные лучики»