Жумагалиева Асемгуль
План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
СП «Детский сад «Мишутка»
План по самообразованию педагога
Жумагалиевой Асемгуль Жалгасовны
стаж работы 7,5 лет
Тема: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2017-2018 учебный год
первая младшая группа
пгт Рощинский
ТЕМА: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Публикация «План по самообразованию, Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития речи у дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи у детей первой младшей группы.
2. Разработать и подобрать пальчиковые и упражнения на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей.
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;
4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Актуальность.
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности
ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально – волевой. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей 1 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Месяц
Формы работы
С детьми
Педагогами
Самообразование
Родителями
Сентябрь
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и речи детей.
Изучение методической литературы по данной теме.
Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);
Домнина О. В. и Кабанова Т. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями».
Анкетирование родителей на тему:
«Что такое пальчиковая гимнастика?»
Октябрь
1. Пальчиковые игры «Семья», «Рыбки»
2. Игровое упражнение «Переложи игрушки»
3. Показ пальчикового театра «Репка»
Цель:
1. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь.
2. Побуждать проговаривать окончание строчки.
3. Доставить удовольствие детям.
Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр
С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».
Консультация для родителей: «Для чего нужна пальчиковые игры»
(папка передвижка)
Ноябрь
1. Пальчиковые игры «Маша варежку надела», «Как живешь»
2. Игровое упражнение «Спрячь в ладошках»
3. Рисование пальчиками «Дождик»
Цель:
1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Обогащать словарь ребенка, развивать память.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
«Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» - Ткаченко Т. А.
Консультация: «Речь на кончиках пальцев»
Декабрь
1. Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Зайчик»
2. «Рисование на манной крупе».
3. Д/и. «Шнуровка»
Цель:
1. Развивать моторику обеих рук.
2. Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
Савина. Л. П Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
(папка передвижка)
Январь
1. Пальчиковые игры «Паучки», «».
2. Игровое упражнение «Разложи крышки по цветам»
3. Рисование пальчиками «Снежинки»
Цель:
1. Учить детей рисовать пальчиком руки.
2. Продолжать закрепление формы (круглая).
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей 2-3 лет»
Февраль
1. Пальчиковые игры : «Дорожка», «Моя Семья»,
2. Игровое упражнение «Мостик»
3. Показ пальчикового театра «Колобок».
Цель:
1. Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
«Забодаю, забодаю» - Бардышева Т. Ю.
«Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» - Цвынтарий В. В.
Консультация для родителей:
«С пальчиками играем-стихи повторяем».
Март
1. Пальчиковые игры «Спокойного сна», «Игрушки».
2. И/у «Сделаем матрешке бусы».
3. Рисование на крупе «Покормим птичек».
1. Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе.
2. Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити.
3. Активизировать речь детей.
Открытый показ НОД по развитию речи на тему : «Сидит белочка в тележке.»
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
Изготовление родителями пальчикового театра из фетры — сказка «Колобок», пальчиковой дидактической игры «Семья».
Апрель
1. Пальчиковые игры «Солнышко», «Наша группа»
2. Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»,
3. Показ пальчикового театра «Курочка Ряба»
Цель:
1. Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.
2. Продолжать закрепление формы (круглая).
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Активизировать речь детей.
Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Консультация для родителей «Пальчиковый театр в жизни ребенка» (папка - передвижка)
Май
1. Пальчиковые игры : «Каша», «Наши пальчики»
2. Игровое упражнение «Бусинки рассыпались»
3. Показ пальчикового театра «Теремок»
1. Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название основных
2. Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.
3. Развивать мелкую моторику пальцев
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.
Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и гимнастика для рук»
Анкета для родителей
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковая гимнастика»?
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковая гимнастика полезна для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие?
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
-свой вариант
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и речи детей.
№
Критерии
Ф. И. О ребенка
в
с
н
1
Ребёнок обладает большим словарным запасом.
2
Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их строить.
3
Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки).
4
Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.
5
Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость.
6
Сформировано умение работы с пластилином (приёмы
отщипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания)
7
Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика пирамидки, шнуровки и др.)
Таблица уровня развития речи и мелкой моторики рук детей.
детей младшей группы на октябрь 2017 уч. г.
Уровень
Количество детей
%
Высокий
Средний
Низкий