Елена Николаевна
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
«Представление, что при любом двигательном
тренинге…упражняются не руки, а мозг,вначале
казалось парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов».
Н. А. Берштейн
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие речи детей. Например, «Сорока-Ворона…».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность детей, учат концентрировать и распределять внимание.
3. Развивается память детей, воображение и фантазия.
4. И в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость,что в свою очередь облегчает овладением навыкам письма.
С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковые упражнения?
В Японии начинают выполнять пальчиковые упражнения с трехмесячного возраста. Другие специалисты советуют заниематься с 6-7 месяцев. Да и в более позднем возрасте эти занятия будут эффективны.
Как мы играем в пальчиковые игры?
1. Все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы дети правильно выполняли пальчиковую гимнастику, при необходимости помогать.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, после этого – двумя руками (если не предусмотрено участие обеих рук сразу).
3. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образца. Сначала мы показываем детям цветной рисунок и объясняем, как правильно должно выпоняться данное упражнение, зетем в надобность в объянениях отпадает, мы лишь показываем картинку и называем упражнение, а дети сами его воспроизводят.
Когда дети будут хорошо знать и выполнять все упражнения, можно выполнять игровые задания. Например: запомни и повтори движение по словесной инструкции или на счет «раз-два». Также с помощью рук можно рассказать сказку или интересную историю ребенка. Для этого задания мы сами придумываем сказки, затем ее показываем, детям очень нравится слушать такие забавные истории.
Картинки, которые мы используем в своей работе, помогают нам при заучивании упражнений, развивают речь детей, воображение.
Все игры и упражнеия мы включаем в режимные моменты: во время умывания, в непосредственно-образовательной деятельности, при одевании и раздевании детей.
Так же мы используем разные формы работы с родителями, например, беседы,памятки, консультации, родительские собрания, на которых объясняем, как важно выполнять пальчиковые гимнастики не только в детском саду, но и дома. Какой материал или предмет не обходим для самых простых манипуляций. Например: пирамидка, шнуровка, разнообразные вкладыши и конструкторы и т. п. Также детям можно предложить перебрать крупу или нанизить разной величины бусины.
Подводя итог, можно сказать следующее, что пальчиковые игры и упражнения- это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления. Пальчиковые игры расширяют словарь детей и их кругозор, создают положительное эмоциональное состояние.