Елена Фролова
План по самообразованию педагога-психолога «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию педагога - психолога «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы
Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.
Публикация «План по самообразованию педагога-психолога „Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов-ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.
В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу - психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.
В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов к педагогу – психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.
В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
1. Актуализировать знания по данной проблеме.
2. Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
4. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.
5. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей.
6. Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
7. Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.
8. Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения
Начало работы над темой: октябрь 2020 год.
Окончание работы над темой: май 2021 год.
Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого-педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
План работы на 2020-2021уч. год
№ Планируемые мероприятия/работы по самообразованию Сроки
1. Определение целей и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. В течение года 2020-2021 года
2. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера. октябрь
3. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников детского сада. ноябрь
4. Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада с помощью подобранных диагностик. Ноябрь-декабрь
5. Создание картотеки игр, направленных на снятие агрессии у детей. январь
6. Консультация для родителей. «Агрессивные дети и как с этим «бороться». февраль
7. Консультация для воспитателей. «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей». март
8. Разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения для детей 5-7 лет. апрель
9. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
Корректировка работы. В течение года 2020-2021 года
10. Подведение итогов работы.
Оформление результатов работы по теме самообразования. Май
11. Внедрение полученного опыта в деятельность, реализация технологий и программ по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
Распространение своего опыта по данной теме. В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности
12. Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. Май
ЛИТЕРАТУРА
. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М. : Просвещение, 1987. -144 с.
2. Берковиц Э. Агрессия : причины, последствия, контроль. - СПб. : Прайм-Еврознак,2002. -512 с.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. С нем. – М. : Педагогика, 1991. -321 с.
4. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М. : Просвещение, 1985. -135 с.
5. Захаров В. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А. Д. -М. : Просвещение,1993. -115 с.
6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. -СПб. : Речь, 2002. -86 с.
7. Лещинский В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. -М. : Просвещение, 1995. - 240 с.
8. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М. : Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.
9. Панфилова М. А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. - №18. - С. 45.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. : Владос, 1990.- 127 с.
11. Шиманская М. А. Агрессивный ребёнок : кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. -С. 50.