Анастасия
План по самообразованию «Нетрадиционная техника пластилинографии с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Нетрадиционная техника пластилинографии с детьми дошкольного возраста»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20.
Самообразование по теме :
«Использование нетрадиционной техники пластилинографии в дошкольном возрасте»
Выполнила: воспитатель Белых А. В.
Содержание:
Введение
1. Использование нетрадиционной техники пластилинографии в дошкольном возрасте
Публикация «План по самообразованию „Нетрадиционная техника пластилинографии с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лепка. Планирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Виды и техники нетрадиционной пластилинографии
План работы
Заключение
Список литературы
Введение
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций. Но в то же время данное направление творческой деятельности можно отнести к рисованию, так как в результате получается картина из пластилина.
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка, скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т. д. Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках.
Главная цель занятий пластилинографией с детьми 3-4 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Существует много техник нетрадиционной пластилинографии, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Пластилинография способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Пространственной ориентировки на листе картона, глазомера и зрительного восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируется навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционной пластилинографии, формирование интереса к лепке и развитию психических процессов.
1. Использование нетрадиционной техники пластилинографии в дошкольном возрасте.
Нетрадиционные техники :
-Отпечатывание (оттиск) штампами,
-Рисование пластилином, «при мом вливание одного цвета в другой», -Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т. д.).
- Прямая пластилинография;
- Обратная пластилинография (витражная);
- Контурная пластилинография;
- Многослойная пластилинография;
- Модульная пластилинография;
- Мозаичная пластилинография;
- Смешивание цветов пластилина;
- Фактурная пластилинография;
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Технологии :
информационно-коммуникативные;
игровое обучение здоровьесберегающие;
технология коллективного творческого воспитания по И. П. Иванову (КТД)
Методы:
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как чтение, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
Наглядные методы. Реб нок получает информацию с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. В первую очередь используются современные технические средства : показ слайдов выставок предыдущих работ, показ последовательности выполнения работ, схемы и их выполнение и т. д.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с материалом и носит обобщающий характер. Активные методы, которые позволяют старшим дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных ситуаций, дидактические игры.
Исследовательский метод, призванный обеспечить творческое применение полученных знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, что формирует их опыт поисково-исследовательской деятельности: выставка готовых работ.
Информационно-рецептивный: метод используется при проведении каждого занятия. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, изготовление поделки по показанному образцу).
Формы. Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы. Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над е созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
1. Подбор эскиза.
2. Подготовка основы (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
5. Лепка мелких деталей. Декорирование.
Занятия по индивидуальным маршрутам – форма работы с наиболее одар нными детьми. Это позволяет дать детям дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности изобразительной деятельности детей.
Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
2. Виды и техники нетрадиционной пластилинографии
В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:
прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка).
Эта техника предполагает, что рисунок создается на небольшом листе картона. Сначала изготавливаются базовые элементы из пластилина (шарики, колбаски, а затем их располагают на картоне и слегка придавливают. Как правило, композиция строится из крупных деталей, в ней используют 2-3 цвета пластилина, не смешивая их между собой. Можно сначала предложить им создать из пластилина фон для будущей картины. Для этого небольшие кусочки пластилина дети пальцами размазывают по всей поверхности листа. Затем на этот фоновый слой пластилина крепятся все детали композиции.
витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам);
контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины);
многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали);
мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера;
модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр., а затем эти модули собираются в единую композицию;
фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон).
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки :
раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии :
размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
ПЛАН РАБОТЫ
Сентябрь
1
Тема: «Пушистое облачко»
Техника : Ощипывание и примазывание пластилина пальчиками.
Программное содержание: Создание образа облачка пластическими средствами. Развитие эстетического и образного восприятия. Воспитание художественно-эстетического вкуса.
Оборудование: Иллюстрация с изображением облаков, картон белого или голубого цвета форматом 30х30 см. с контурным изображением облаков; Пластилин синего или голубого цвета, салфетки, стеки.
2
Тема:«Осень золотая»
Техника : Скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
Программное содержание: Развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание).Воспитывать эстетические чувства через восприятие картин художников об осени. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Оборудование: картон, пластилин жёлтого, красного цветов, стека, доска для лепки.
Октябрь
1
Тема:«Травушка – муравушка».
Техника :раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.
Программное содержание: Познакомить с жанром ИЗО – пейзаж Закрепить приемы лепки: раскатывание примазывание, сглаживание. Развивать чувства ритма и цвета. Поддерживать интерес к созданию коллективной работы.
Оборудование:плоскостные изображения тучки, солнышка, домашних животных, магнитная доска, листы альбомные 1 / 2, пластилин, влажные салфетки
2
Тема:Плоскостное изображение «Яблочки румяные в нашем саду».
Техника :Отрабатывание приёма «скатывание». Развитие мелкой моторики.
Программное содержание: Развитие образного восприятия, составление композиции яблонька в сотворчестве с воспитателем. Практическое освоение приёмов рисования пластилином
Оборудование: шаблон яблока, пластилин красного, желтого, зеленого цвета, доска для лепки.
3
Тема:«Звездное небо»
Техника : раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
Программное содержание: Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
Закрепить навыки работы с пластилином.
Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
Оборудование: плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, пластилин желтого, белого или оранжевого цветов, доска для лепки.
Ноябрь
1
Тема:«Листья кружатся, падают в лужицы»
Техника : налеп, декорирование, примазывание, сглаживание, скручивание, лепнина.
Программное содержание:Освоение техники рисования пластилином : скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Воспитание любви к природе. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Оборудование: шаблоны листьев, пластилин желтого, красного, оранжевого цветов, доска для лепки.
2
Тема:«На грибной полянке».
Техника : наложения, примазывания.
Программное содержание: Изображение грибной полянки в технике «пластилинография» : грибов, контрастных по размеру, цвету. Освоение рисования вертикальных и горизонтальных линий. Внесение в картину дополнительных изображений: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей. Развитие творчества, фантазии.
Оборудование: картон синего цвета, пластилин белого, коричневого и красного цветов, доска для лепки, шаблон гриба.
Декабрь
1
Тема:«Дождь – проказник».
Техника : отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина
Программное содержание: Развитие чувства ритма, цвета.
Отрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, зонта, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.
Оборудование: шаблон зонтика, тучек, пластилин зеленого, синего, желтого цветов, картон.
2
Тема:«Ёлочка - красавица, всем ребяткам нравится!»
Техника :ритмичный мазок сверху вниз
Программное содержание: Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: Синий картон, шаблон елки, пластилин зеленого, красного, желтого, оранжевого, белого и синего цветов.
Январь
1
Тема:«День рождения медвежонка».
Техника : Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз.
Программное содержание:Сформировать первоначальное представление о каркасной лепке.
Оборудование: шаблон медведя и колпака, пластилин коричневого и синего цветов, картон.
2
Тема:«Разноцветные рыбки».
Техника :Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями.
Программное содержание: Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей раздвоенный хвостик. Стимулирование активной работы пальчиков. Развитие пространственного восприятия. Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли.
Оборудование: картон в форме аквариума, разноцветный пластилин, доска для лепки, стека.
3 Тема:«Черепаха»
Техника : раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Программное содержание:Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Оборудование: шаблон черепахи, пластилин зеленого и коричневого цветов.
Февраль
1
Тема:.«Модница – гусеница».
Техника :Освоение рисование пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий (дорисовывание ножек гусенице)
Программное содержание:Создание выразительного образа в сотворчестве с педагогом, внесение дополнительных деталей: улыбка, шляпка, глаза, щёчки, серёжки, травка. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: картон, пластилин, шаблон гусеницы.
2
Тема:«Шубка для жика».
Техника :Выполнить полу объ м на плоскости, моделировать образ жика пут м изображения его колючек целостность.
Программное содержание: Моделирование образа жика пут м изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Обучить скатывать и примазывать пластилин. Воспитывать любви к животным.
Оборудование: картон, шаблон ежа, пластилин коричневого цвета.
3
Тема:«Улитка, улитка, выпусти рога»
Техника :лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Программное содержание:Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Оборудование: шаблон листа, пластилин коричневого и зеленого цветов.
Март
1
Тема:«У солнышка в гостях».
Техника :Рисование лучей путём размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении вперёд к себе.
Программное содержание:Развитие пространственного мышления, восприятия, воспитание умения сопереживать игровому персонажу, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.
Оборудование: шаблон солнца, пластилин желтого цвета.
2
Тема:«Ромашковый луг».
Техника :декорировать предметы, выполнять рельефный орнамент на плоскости.
Программное содержание:Создать в сотворчестве с воспитателем красивую композицию с цветами. Оформить сердцевину цветка подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развивать эстетическое восприятие.
Оборудование: картон, пластилин синего, зеленого, белого и желтого цветов.
3
Тема:«Самолет летит»
Техника : раскатывание, сплющивание.
Программное содержание: Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
Оборудование: картон, пластилин, стека.
Апрель
1
Тема:«Овощи»
Техника : раскатывание примазывание, сглаживание
Программное содержание: Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей (форма, размер, величина) Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику.
Оборудование: пластилин зеленого, оранжевого, черного, красного и коричневого цветов, картон, стека, доска для лепки.
2
Тема:«Бабочки»
Техника :лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Программное содержание: Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Оборудование: пластилин черного, красного, желтого цветов, картон, стека, доска для лепки.
3
Тема:"Ежик с грибами"
Техника :лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Программное содержание:Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Оборудование: шаблон ежа, ножки гриба, пластилин коричневого, красного цветов.
Май
1
Тема:«Радуга»
Техника :
Программное содержание:
Оборудование:
2
Тема:«Разноцветные букашки»
Техника :лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Программное содержание:Знакомство с насекомыми.
Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.
Оборудование: картон, пластилин, стека, доска для лепки, изображения жуков.
3
Тема:«Шарики для праздника»
Техника :раскатывание, примазывание, сглаживание, расплющивание.
Программное содержание:Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.
Оборудование: шаблон шаров, пластилин, стека.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать что обучение пластилинографии нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционная пластилинография позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к коллективной работе, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.
Творчество для детей - это отражение душевной работы. Оригинальная лепка привлекает простотой и доступностью, раскрывает возможность использования различных предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Список литературы:
Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008
Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина"
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
Орен Р. Лепка из пластилина : развиваем моторику рук, Издательство Махаон. 2010.
Е. А. Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: " Внимание: дети!" 2009.
И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009