Ксюша Федосеева
План по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность словаря: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков больше возможности.
В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: сколько, который, какой?; при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи.
Публикация «План по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные. Большое внимание уделяется совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с ТНР необходимо формировать у них умение передавать в речи местонахождение предметов, их расположение по отношению к другим предметам, закреплять умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому. При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально организованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, рисование, математика, грамматических категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение на занятиях по математике.
К сожалению, анализ научно-методической литературы, практического опыта педагогов, работающих в логопедической группе, показал, что данная проблема практически не освещена или освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные трудности.
Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:
программное содержание по математике брать из программы, указывая с основной лексической темой и автоматизируемым звуком
параллельно с развитием математических представлений существенное внимание на этих занятиях уделять речевому развитию: фонетике, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже);
подбор речевого материала осуществлять с учетом произносительных возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода.
Профессионализм педагога, работающего в логопедической группе, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.
Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности при коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а так же для развития связной речи.
Цель: показать на практике пути применения математических знаний для развития речи.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
2. Оформить консультация для родителей «План-программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе».
3. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении.
4. Оформить картотеку игр на закрепление навыков устного счета.
5. Оформить картотеку стихов, помогающих закрепить временные представления детей (время года, месяцы, дни недели).
6. Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».
7. ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»
8. ООД по ФЭМП на тему: «Путешествие в сказку математики»
9. Реализация проекта на тему: «Математика и речь»
10. Открытый показ математической викторины «Умники и Умницы»
11. Открытый показ математического КВН
12. Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
План по самообразованию
Сентябрь
- Изучение необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
- Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку запомнить графические изображения цифр», «План – программа коррекционно-развивающей работы. 1 период».
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении дидактическими играми по ФЭМП.
- ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»
Октябрь
- Оформление картотеки игр по ФЭМП на закрепление навыков устного счета.
- Оформление картотеки стихов, помогающих закрепить временные представления детей (время года, месяцы, дни недели).
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Домашние птицы».
- Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».
Ноябрь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Комнатные растения», «Наш город», «Посуда». Консультация для родителей на тему: «Учим математику дома» ООД на тему: «Путешествие в сказку математика»
Декабрь
- Консультация для родителей «План – программа коррекционно-развивающей работы. 2 период».
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Домашние животные зимой», «Зима», «Новый год».
- Открытый показ викторины «Умники и Умницы»
Январь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Дикие животные зимой», «Зима. Зимующие птицы», «Профессии на стройке».
Февраль
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии. Швея».
Круглый стол с логопедом на тему: «Логопедия с математикой друзья»
Март
- Консультация для родителей «План – программа коррекционно-развивающей работы. 3 период».
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Транспорт», «Весна», «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии».
- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремо»
Апрель
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Лес», «Космос», «Первые весенние цветы», «Хлеб».
Реализация проекта «Математика и речь»
Май
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Правила дорожного движения», «Полевые цветы», «Насекомые», «Лето».
- Открытый показ математического КВН
Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
План – программа коррекционно-развивающей работы
1 период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти.
2. Формирование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
3. Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
4. Ознакомление с составом числа в пределах пяти.
5. Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.
6. Формирование представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
7. Формирование навыка сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной мерки; определения величины предмета на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти.
8. Формирование умения измерять объем условными мерками.
9. Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр, узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
10. Формирование представления о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
11. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости. Формирование навыков ориентировки по схеме, плану.
12. Закрепление представлений о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Формирование представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
План – программа коррекционно-развивающей работы
2 период
(декабрь, январь, февраль)
1. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета и отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти, сравнения и воспроизведения количества предметов по образцу.
2. Совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
3. Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания.
4. Развитие представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.
5. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
6. Совершенствование навыка сравнения двух предметов по величине с помощью условной мерки; определение величины предмета на глаз; определения объема с помощью условной мерки.
7. Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
8. Совершенствование навыков ориентировки по схеме, плану в групповом помещении и на участке.
9. Закрепление представлений о смене частей суток и их очередности, об очередности дней недели.
10. Формирование умения понимать и использовать в экспрессивной речи наречия сегодня, вчера, завтра, раньше, скоро.
План – программа коррекционно-развивающей работы
(март, апрель, май)
1. Совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности. Формирование умения решать наглядные практические задачи на объединение и разъединение (на нахождение суммы и остатка).
2. Закрепление знания количественного состава числа из единиц в пределах десятка.
3. Совершенствование умения делить целое на части, сравнивать и уравнивать множества.
4. Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительной формы прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий.
5. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
6. Совершенствование навыков ориентировки по схеме, плану в групповом помещении и на участке.
7. Закрепление представлений об очередности дней недели.
8. Формирование понятий сегодня, вчера, завтра.
В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости, упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Формировать грамматические навыки и представления. Знакомить ребенка с порядковыми числительными, учить согласовывать существительные с числительными, учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов, употреблять эти предлоги в словосочетаниях; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Эти и многие другие математические дидактические игры я успешно использую в своей логопедической работе с детьми (ОНР, добиваюсь стабильных, хороших результатов коррекционного обучения.
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими играми:
И. д. «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю до….», «Веселая математика»
Нами были приобретены следующие пособия:
1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 464 с.
2. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 448 с.
3. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет, (6 до 7 лет) – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 40 с.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдывает и частично реализован. Изучались методические пособия по формированию элементарных математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит творческое сотрудничество с учителем-логопедом Цыгановой Татьяной Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, «Путешествие в сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-декабрь 2020г, запланировано : Реализация проекта на тему «Математика и речь»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022 учебный год планирую :
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т. д.)с детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
3. Систематизировать имеющийся дидактический материал по развитию речи и математике.
4. Продолжать обучать детей различать и называть геометрические фигуры, различать понятия «больше, меньше», «один - много», упражнять в счёте, определять пространственные направления (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо) и временные понятия (времена года, дни недели, месяцы, части суток, обогащать сенсорный опыт. Развивать словесно-логическое мышление, грамматический строй речи и связную речь.
Дата заполнения декабрь 2020 года.
Картотека игр
Для закрепление навыков устного счета.
1. Играющие сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по столу или по полу: первый играющий ударяет кулаком правой руки – один, второй левой – два и правой – три, третий левой – четыре, правой – пять и т. Д. Можно спросить, под какую руку приходилось у каждого из детей четное число, под какую – нечетное. Потом можно попросить нечетные числа отбивать громко, а четные – тихо, соответственно произнося их. Затем можно сделать и наоборот.
2. Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает «семь» и сам задает задание «меньше восьми».
3. Игроки становятся в круг, бросают друг другу небольшой, лучше мягкий мячик и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.
4. Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен назвать число, на единицу меньшее, справа – на единицу большее, сам поймавший – бросить мяч следующему и назвать число для него.
5. На полу разбросать карточки с написанными числами по числу детей и попросить каждого взять любую карточку и как можно быстрее встать по порядку в линию.
6. На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по порядку из первого обруча в десятый. Аналогично можно поставить трассу из дуг для подлезания.
Картотека стихов,
помогающих закрепить временные представления детей
(время года, месяцы, дни недели).
1. Стихотворение, которое поможет запомнить осенние месяцы.
В сентябре кружатся листья.
Кто их красит желтой кистью?
В октябре все птичьи стаи
Вдаль за море улетают.
А ноябрь – месяц скучный.
Он сгребает листья в кучу,
Сыплет сереньким дождем,
И гулять мы не идем.
2. Стихотворение, которое поможет запомнить зимние месяцы.
В декабре зима пришла,
Много снега принесла.
В январе крепчал мороз,
Щеки нам щипал и нос.
В феврале метели
В город прилетели.
3. Стихотворение, которое поможет запомнить весенние месяцы.
В марте солнце ярко светит,
С ручейком играют дети.
А апрель принес подснежник,
Самый первый, самый нежный.
Май пришел с листвою,
С сочною травою.
4. Стихотворение, которое поможет запомнить летние месяцы.
А июнь пришел с цветами,
На него взгляните сами.
Вслед июль с жарой пришел,
Первый мед принес для пчел.
Август фруктов целый воз,
Словно сказочник, привез.
5. Игра «Мишкина неделя». Совершенствование временных представлений (дни недели).
В понедельник спозаранку
Вышел мишка на полянку,
Пожевал лесной малинки,
Потоптался на тропинке.
А во вторник на рыбалку
Мишка вышел вперевалку.
И на озере лесном
Был изловлен мишкой сом.
В среду был медведь у пчел.
Сладкоежка не учел,
Что за мед заплатит слишком:
Был покусан глупый мишка.
Ничему не научился.
И в четверг он провинился.
Муравейник им разрушен,
А медведь опять укушен.
В пятницу у рыбака
Был обед из судака.
А в субботу – из ершей,
Конопатых малышей.
В воскресенье понемногу
Утеплил медведь берлогу
И улегся крепко спать
На дубовую кровать.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдал и был полностью реализован. Изучались методические пособия по формированию элементарных математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит творческое сотрудничество с учителем-логопедом-Цигановой Татьяной Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, «Путешествие в сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-декабрь 2020г, запланировано : открытый показ ООД на тему «Путешествие на математический остров»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022 учебный год планирую :
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т. д.)с детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Дата заполнения декабрь 2020 года
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими играми:
«Русское лото», Ассоциации. «Учим цифры», «Мои первые цифры», «Времена года и праздники», «Четвертый лишний», «Веселая математика», «В городе (классифицируем предметы по группам)», «Арифметика на магнитах», «Цветные плашки», «Домино (животные)», «Я - покупатель», конструктор «Техно», «Сложи узор», «Времена года. Ассоциации», «Одежда по сезонам», «Головоломка», «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю до….», «Веселая математика»