Людмила Владимировна
План по самообразованию по теме «Мультимедийные дидактические игры как средство воспитания и развития детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ№43 "Семицветик"
План самообразования
по теме :
«Мультимедийные дидактические игры как средство воспитания
и развития детей с ОВЗ»
Радионова Людмила Владимировна
2020-2021 год
Тема: «Мультимедийные дидактические игры как средство воспитания и развития детей с ОВЗ».
Публикация «План по самообразованию по теме „Мультимедийные дидактические игры как средство воспитания и развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения ИКТ игры для развития детей.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Внедрение современных форм работы с использованием различных мультимедийных игр для всестороннего развития детей,
4. Создание электронной картотеки по мультимедийным дидактических игр в соответствии с ФГОС;
5. Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
6. Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе в приложении падлет
https://padlet.com/referrals/radionovamila2020
Этапы работы:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы;
- анализ и обобщение теоретических данных;
- разработка игровых картотек.
II этап (практический)
- внедрение в практику работы полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования;
- анализ результатов работы
Актуальность выбранной темы:
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития детей в современном мире.
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Пояснительная записка
ИКТ игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Я стараюсь в свою воспитательную, образовательную работу включать мультимедийные дидактические игры, для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала.
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?
Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде. На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою компьютерную грамотность. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим средством обучения детей.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения.
Цель включения мультимедийной игровой продукции в воспитательно – образовательный процесс заключается в формировании устойчивого интереса к познавательной и развивающей деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
развивать познавательный интерес и познавательную активность;
развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление);
воспитывать эмоционально - положительный отклик на игровые действия компьютерной игры;
вовлекать родительское сообщество в процесс воспитания и образования детей в условиях семьи с использованием мультимедийных игр.
Теоретическая часть
Одна из главных задач деятельности дошкольных учреждений в условиях перехода на новое качество образования – это обеспечение индивидуализации и интерактивности образовательного пространства.
Мультимедийные дидактические игры на основе различных компьютерных программ очень интересны дошкольникам. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Интерактивная форма таких игр позволяет ребнку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.
Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет
сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.
Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Практическая часть
Противоречия, препятствующие достижению цели Пути решения противоречий
Большая нагрузка на глаза
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нарушение осанки детей Использование гимнастики для глаз
Соблюдение максимальной работы по СанПину в каждой возрастной группе
Соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей
Замена различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д.
Применение здоровье сберегающих технологий (физминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину)
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.
Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :
Принцип доступности.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип научности.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры.
Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.
Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.
Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
.Результативность
В результате анализа диагностических исследований познавательного развития детей можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:
Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.
Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.
Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.
Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
В перспективе я планирую :
изготовить новые электронно-дидактические игры;
пополнить картотеку дидактических игр
. Трудоемкость работы заключается:
в разработке электронных дидактических игр,
конспектов занятий для познавательного развития,
в поиске индивидуальных подходов,
учете интересов и познавательных способностей детей
в реализации поставленных задач.
Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется использование ИКТ.
Вывод:
Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.
Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.
Литература
1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А. Леоновой - М., 2004.
2. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2003
4. https://www.igraemsa.ru/
5. https://mimio-edu.ru/
Приложение
План по самообразованию на год (для воспитателей)
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Ноябрь - сентябрь 1. Богина Т. И. «Современные методы оздоровления дошкольников».
Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
2. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А. Леоновой - М., 2010.
3. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2015
Приложение
Перечень игр, разработанных мною:
«Помоги Симке добраться до дома» - средняя группа
«К нам весна шагает быстрыми шагами» - старшая группа
«В Гостях у Солнышка» - старшая группа.
«Щедрые дары осени» - подготовительная группа
5. Интернет-ресурсы: 1.https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
2. https://www.igraemsa.ru/
3. https://mimio-edu.ru/
Анализ изученной литературы, составление электронной картотеки ИКТ игр
Работа с детьми Ноябрь-февраль Знакомство с ИКТ игрой Проведение знакомство с игрой в группе «Путешествие по стране Фиксиков».
март-май Дидактические мультимедийные игры для развития памяти,фантазии,мышления Ежедневная работа в течение года.
Январь Вставка (проведение ИКТ игр в образовательной деятельности) В течении всего учебного года (По пятницам)
Работа с семьёй Весь год Организация мультимедийного пространства. Ежемесячные фотоотчёты на страничке группы в Padlet
Ноябрь Анкетирование родителей с целью выявления социально-педагогических условий формирования представления о ИКТ, мультимедийных игр Анкета «Как вы относитесь к д. играм?».
Январь Консультация «Как организовать мультимедийную игру дома?» Выступление на родительском собрании.
Май Подготовка фотографий к отчёту. Презентация по итогам года «Мультимедийные игры,как средство развития и воспитания детей»
Самореализация Сентябрь-май Изучение литературы, сбор и систематизация изученной информации, составление картотеки Д/и. Направленные на развития памяти,мышления,фантазии. Картотека дидактических интерактивных игр для детей старшего возраста.
Ноябрь Консультация для родителей «Интерактивные игры дома». Выступление на родителском собрании в ДОУ.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.