Мария Пащенко
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя на 2015-2016 год
Пащенко Марии Александровны
Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.
Публикация «План самообразования „Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
2. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.
3. Разработать рекомендации и консультации для родителям в воспитании и творческом развитии детей.
4. Составить перспективный план по работе с детьми и родителями.
5. Систематизировать и изготовить дидактические игры.
6. Создание предметно развивающей среды и отбор художественной литературы.
7. Взаимодействие с библиотекой.
Актуальность выбранной темы
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Значение художественной литературы
в воспитании детей
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творчески способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Воспитание у дошкольников
интереса и любви к книге
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
А что же такое любознательность?
Любознательность это склонность к приобретению новых знаний.
В программе говориться, что ребенок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.
Любознательность и познавательный интерес влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка.
Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребенка. Так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир.
Словесные – чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы-вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.
Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.
Игровые: дидактические, театрализованные, подвижные.
С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы планирую использовать следующие формы работы с детьми:
1. литературные викторины
2. беседы
3. вечера загадок
4. литературные игры
5. организация выставок детского творчества
6. создание проекта
Ожидаемый результат:
1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения. Пополнение литературного багажа.
2. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
3. Результаты диагностики по чтению художественной литературы.