Лучший педагог года

План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Мария Пащенко
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования воспитателя на 2015-2016 год

Пащенко Марии Александровны

Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

Задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

Публикация «План самообразования „Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками“» размещена в разделах

2. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

3. Разработать рекомендации и консультации для родителям в воспитании и творческом развитии детей.

4. Составить перспективный план по работе с детьми и родителями.

5. Систематизировать и изготовить дидактические игры.

6. Создание предметно развивающей среды и отбор художественной литературы.

7. Взаимодействие с библиотекой.

Актуальность выбранной темы

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Значение художественной литературы

в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творчески способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Воспитание у дошкольников

интереса и любви к книге

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

А что же такое любознательность?

Любознательность это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говориться, что ребенок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.

Любознательность и познавательный интерес влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребенка. Так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир.

Методы и приемы:

Словесные – чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы-вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.

Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.

Игровые: дидактические, театрализованные, подвижные.

С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы планирую использовать следующие формы работы с детьми:

1. литературные викторины

2. беседы

3. вечера загадок

4. литературные игры

5. организация выставок детского творчества

6. создание проекта

Ожидаемый результат:

1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения. Пополнение литературного багажа.

2. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

3. Результаты диагностики по чтению художественной литературы.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” Симонов К. М. О.

Развитие любознательности у детей подготовительной группы при ознакомлении с родным городом Слайд 1 В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,.

«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Отчет по плану самообразования за 2016 год. .

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Конспект родительского собрания «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» I. Вступительная часть.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

План самообразования «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ ДС №7 «Незабудка» План работы по самообразованию на 2015 -2016 учебный год Комарова Светлана Владимировна, воспитатель Тема: Развитие.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования» Самообразование по теме : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.» Цель работы:  развитие.

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой В связи с тем, что наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 22:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Пащенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД