Анастасия Лесная
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы (Продолжение 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Констатирующий эксперимент (часть 1)
Таблица результатов экспериментального исследования
«Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник».
№ Ф. И. О. имя ребёнка Знает основные 6 цветов Итоговый показатель по каждому ребёнку
Предметное
Публикация «План по самообразованию воспитателя первой младшей группы (Продолжение 2)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
ребёнок изображает предметы используя технику «рисование руками» с помощью наглядного сопровождения Сюжетное
ребёнок передаёт несложный сюжет, с использованием наглядного сопровождения
Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь
1 Б. Кирилл 1 1 1 3 1
2 Дарья 1 1 1 3 1
3 Артём 1 1 1 3 1
4 Ольга 2 1 1 4 1,3
5 Арина 1 1 1 3 1
6 Анастасия 1 1 1 3 1
7 К. Кирилл 1 1 1 3 1
8 Игорь 1 1 1 3 1
9 Ксения 2 1 1 4 1,3
10 Владислав 1 1 1 3 1
11 Руслан 1 1 1 3 1
12 Никита 1 1 1 3 1
13 Екатерина 1 1 1 3 1
14 Антон 1 1 1 3 1
15 Маргарита 1 1 1 3 1
16 Руслан 1 1 1 3 1
17 Т. Кирилл 1 1 1 3 1
18 Семён 1 1 1 3 1
Итоговый показатель по группе 20 18 18 56
Результат обследования
Уровни Сентябрь
Высокий 0
Средний 0
Низкий 18
Вывод:
Проведенная работа еще раз показала: что нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогут сохранить психическое равновесие ребёнка, дадут возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Я должна буду построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.
Формирующий эксперимент
Проводился по заранее намеченному плану, который был выстроен с учетом полученных результатов экспериментальной работы. В процессе работы необходимо добиваться реализации таких задач:
1. Познакомить детей с некоторыми техниками нетрадиционного рисования; (рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, рисование картошкой)
2. Формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение) ;
3. Развитие у детей раннего возраста творческих способностей, через некоторые нетрадиционные техники рисования;
Перспективный план :
Свою работу я начала с техники: рисование пальчиками и ладошками. Затем вводила новую технику: рисование ватными палочками, рисование картофелем,. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Месяц Техника нетрадиционного развития Тема занятия
Сентябрь Экспериментальная работа Выявление детей
Октябрь Рисование пальчиками Цветные пальчики
Листья желтые летят
Петушок, петушок…
Ноябрь Рисование ладошками Цветные ладошки:
Цветочек для мамы (коллективная работа)
Сердечко для мамы
Декабрь Рисование пальчиками Подводное царство
Январь Рисование пальчиками Сугробы
Февраль Рисование ватными палочками Идет снег
Март Рисование ладошками Тюльпаны
Апрель Рисование пальчиками
Рисование ладошками Одуванчики
Ёжик
Май Рисование картофелем Воздушные шарики
Разноцветные мячики
Методы:
1. Стимулирование речевой активности;
2. Чтение стихотворений;
3. Использование наглядности;
4. Рисование с использованием нетрадиционной техникой;
5. Дидактические игры.
Форма организации: подгруппа.
Обучающий этап:
1. Ознакомление детей с некоторыми техниками нетрадиционного развития
2. Учить рисовать детей различными техниками рисования
Констатирующий эксперимент (часть 2)
Таблица результатов экспериментального исследования
«Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных техник».
№ Ф. И. О. имя ребёнка Знает основные 6 цветов Рисование Итоговый показатель по каждому ребёнку
Рисование нетрадиционной техникой с использованием наглядности Рисование предметов по форме
Май Май Май Май Май
1 Б. Кирилл 2 2 2 6 2
2 Дарья 3 3 3 9 3
3 Артём 2 2 2 6 2
4 Ольга 3 3 3 9 3
5 Арина 2 2 2 6 2
6 Анастасия 3 3 3 9 3
7 К. Кирилл 3 3 3 9 3
8 Игорь 3 3 3 9 3
9 Ксения 3 3 3 9 3
10 Владислав 3 2 3 8 2,6
11 Руслан 2 2 1 5 1,6
12 Никита 3 3 3 9 3
13 Екатерина 3 3 3 9 3
14 Антон 1 2 2 5 1,6
15 Маргарита 1 1 1 3 1
16 Руслан 2 2 2 6 2
17 Т. Кирилл 3 3 3 9 3
18 Семён 3 3 2 8 2,6
Итоговый показатель по группе 45 45 44 134
Результат обследования
Уровни Сентябрь Май
Высокий 0 1
Средний 0 6
Низкий 18 11
Психолого – педагогические
выводы
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Анализ литературы по проблеме обучения дошкольников разнообразным изобразительным техникам указывает на решающую роль педагога (Комарова Т. С., Казакова и др.).
Актуальность темы "Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста" обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений.
В теоретической части исследования рассматривалось понятие техники в узком и широком смысле из разных словарей, изучалась проблема использования разнообразных изобразительных техник в психолого - педагогческой литературе, был дан перечень и характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста разных авторов, которые занимались данным вопросом. а также в теоретическом исследовании мы определили причины актуальности выбранной темы.
Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников.
Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально.