Светлана Блинова
План по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
(третий год опыта)
Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 гг.
III этап – практический
№ п/п Срок выполнения Формы работы
самореализация, работа с педагогами с родителями с детьми
1. Сентябрь 1. Работа с методической литературой.
2. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
Публикация «План по самообразованию „Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3. Разработка плана работы на год по данной теме. 1. Ознакомление родителей с работой ДОУ и задачами по развитию речи дошкольников 1. Оснащение уголка «Речевичок» практическими материалами, связанными с мнемотехникой.
2. Беседа «Осень».
Цели: продолжать знакомство с мнемодорожкой, упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
3. НОД «Перелетные птицы»
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, дать представление о перелетных птицах. Упражнять в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке, схеме-модели.
2. Октябрь 1. Изучение статьи Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
2. Внесение мнемотаблиц в предметно-пространственную среду.
3. Обновление картотеки алгоритмов по формированию КГН.
4. Изготовление мнемотаблицы к занятию по заучиванию стихотворения. 1. Папка-передвижка «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет».
1. Проведение НОД «Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники «Осень добрая пришла» В. Волининой
Цели: учить детей запоминать текст стиха, опираясь на мнемотаблицу.
2. Д/и «Что изменилось», «Найди лишнюю картинку в мнемодорожке»
3. Беседа на тему «Моя любимая игрушка».
Цели: формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с опорой на мнемотаблицу.
3. Ноябрь 1. 1. Изучение методического пособия Житникова Л. Учите детей запоминать. — М. : «Просвещение», 1985.
2. Составление консультации для педагогов «Развиваем память дошкольников с помощью мнемотехники».
3. Оформление картотеки мнемотаблиц «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники». 1. Папка-передвижка «Уровень развития речи дошкольников 4-5 лет».
2. Конкурс-выставка с участием родителей «Любимое стихотворение об осени в мнемотаблице». 1. Заучивание по мнемодорожке скороговорок и чистоговорок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление описательного рассказа.
Цель: формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц, выразительно передавая диалоги персонажей.
3. Составление описательного рассказа из 2-3 предложений о домашнем животном (корова, лошадь, коза)
Цели: формировать умение описывать животное, используя мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного, соотносить прилагательное с существительным.
4. Чтение наизусть стихов А. Барто с опорой на мнемотаблицу.
4. Декабрь 1. Составление и сбор мнемотаблиц и мнемодорожек по теме «Зима», «Звери зимой».
2. Консультация для педагогов «Развиваем речь ребенка.
1. Консультация для родителей «Как легко выучить стихотворение с ребенком?»
1. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».
Цель: обучение описательного рассказывания с помощью мнемотаблиц.
2. Праздник Новый год.
Цель: формировать умение составлять рассказ об этом празднике с помощью мнемотаблицы; закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год».
3. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.
Цель: отработка у детей четкой дикции и интонаций.
4. Заучивание стихотворения В. Петрова «Дед мороз прислал нам елку» используя прием моделирования.
5. Январь 1. Изучение статьи Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
2. Памятка для педагогов «Как работать с мнемотаблицами».) 1. Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»
1. Отгадывание загадок о зиме, зимних явлениях природы с помощью мнемодорожек.
2. Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».
Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы.
3. Составление рассказа по серии картин «Зимняя прогулка».
Цели: продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей посредством рассказывания по картине.
4. Дидактическая игра «Профессии».
Цель: рассказывать о какой-либо профессии по предложенной воспитателем таблице.
5. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке).
Цель: упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление.
6. Февраль 1. Пополнение картотеки мнемодорожек по загадкам.
2. Пополнение лэпбука «Зима» мнемотаблицами к стихам о зиме.
3. Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития ассоциативной памяти дошкольником»
1. Папка передвижка для родителей
«Используем мнемотаблицы в детском саду и дома».
1. Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири», используя прием моделирования.
2. Составление описательного рассказа про папу- солдата или дедушку - солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).
Цели: дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
3. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице; предложить детям самим составить таблицу.
4. Подготовка к празднику пап, заучивание стихотворений и песен.
7. Март
1. Пополнение картотеки описательных рассказов по мнемотаблицам по темам «Одежда», «Транспорт», «Домашние животные».
2. Анкетирование педагогов «Мнемотехника – инновационный метод развития связной речи дошкольников» 1. Конкурс-выставка «Расскажи о маме по мнемотаблицам» 1. Заучивание стихотворения «Подарок маме» Т. Волгина (использование мнемодорожки).
Цели: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери
- продолжать развивать умение соотносить символы с образами.
2. Подготовка к празднику мам, заучивание стихотворений и песен.
3. Рассказывание о весне по мнемодорожкам.
4. Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.
Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.
8. Апрель 1. Пополнение картотеки мнемотаблиц к стихам о весне.
2. Буклет для педагогов «Учим ребенка рассказывать» 1. Конкурс для родителей «Любимое стихотворение о весне в мнемотаблице. 1. Беседа «Космос».
Цель: заинтересовать детей в составлении рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ; потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; воспитывать интерес в познании всего нового.
2. Заучивание стихотворения «Космонавт» с помощью мнемотаблицы. 3. Заучивание стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла», используя прием моделирования.
9. Май 1. Анализ проделанной работы.
2. Отчет по самообразованию за год.
3. Подбор материала для составления плана на 2021-2022 гг. 1. Презентация-отчет на родительском собрании «Как дети используют мнемотехнику на занятиях и в режимных моментах».
Цели: предоставить родителям видео и фотоотчет о применении детьми мнемотехники в режимных моментах, на занятиях, при рассказывании и заучивании наизусть.
2. Домашнее задание: потренироваться с детьми в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я провел лето».
Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию. 1. Заучивание стихотворений Н. Майданник «День победы», используя прием моделирования.
2. Составление описательного рассказа по картине «Лето», с помощью мнемотаблицы.
3. Дидактическая игра «Времена года» Чтение стихов о лете, полевых цветах.
4. Составление мнемотаблицы насекомые
Игра «Наши знакомые насекомые».
5. Дидактическая игра «Мое любимое занятие».
Цель: формировать умение детей составлять мнемотаблицы; рассказывать о любимом занятии по своей мнемотаблице.