Котлярова Ирина Владимировна
План по самообразованию «Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа «Бугровский Центр Образования № 3» Дошкольное отделение № 2
План по самообразованию
воспитателя ДОУ
Котляровой Ирины Владимировны
Тема: «Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников»
2021-2022
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет.
Публикация «План по самообразованию „Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
В контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, т. к. на сегодняшний день одной из главных целей является овладение детьми способами когнитивной деятельности.
Цели:
Повысить свой профессиональный уровень.
Повысить компетентность родителей (законных представителей) в сфере инновационных технологий.
Развитие у детей 5-7 лет поисковой активности, стремления к новизне и творческого воображения.
Для достижения поставленных целей определены следующие
задачи:
• изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания по теме самообразования;
• повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег,
посещения занятий, семинаров и пр. по теме, изучение методик и технологий педагогов;
• познакомить родителей (законных представителей) с технологией ТРИЗ;
Задачи в работе с детьми:
Образовательные:
• Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.
• Тренировать аналитическое мышление, научить детей выделять общие признаки путем сравнения.
• Побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
• Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
• Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
• Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях.
• Обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
• Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей.
• Обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях.
Развивающие :
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.
• Развивать творческое воображение, логическое мышление.
• Способствовать развитию умения строить диалог.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство коллективизма.
• Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.
Этапы работы Месяц Содержание работы Формы работы Форма отчетного продукта Отметка о вып-ии
Аналитико-диагностический 09 Составление плана работы по теме. Подбор интернет ресурсов и печатных изданий План по самообразованию на 2021-2022 г. г.
10 Изучение методической литературы по теме Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Оформление картотеки игр для детей.
организационный 11 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Противоречия в размерах. Противоречия в количестве. Противоположные признаки. Диагностика. Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Ознакомление с опытом работы ТРИЗ педагогов в сети Интернет (видео вебинары и пр.). Изготовление наглядного материала. Дидактические игры, схемы.
12 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Системный оператор. Анализ сказки по «системному оператору». Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Ознакомление с опытом работы ТРИЗ педагогов в сети Интернет (видео вебинары и пр.). Изготовление наглядного материала. Дидактические игры, схемы.
01 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Подсистемы человека. Подсистемы предметов : объект «чайник». Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. Дидактические игры, схемы.
02 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Прошлое. Будущее человека. Будущее предметов. Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни».
03 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Маленькие человечки. ММЧ (моделирование маленькими человечками) Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. Схемы ММЧ к занятиям по лексическим темам.
Итогово-обобщающий 04 Подготовка и проведение занятий, бесед, игр. Обобщающее занятие по ММЧ. Оформление папки передвижки. Составление и оформление картотеки игр для детей с использованием технологии ТРИЗ. Папка передвижка «Игры ТРИЗ детском саду и дома».
05 Подготовка и проведение обобщающего занятия за год.
Диагностика. Оформление папки передвижки. Оформление результатов диагностики. Папка передвижка «ТРИЗ педагогика». Выставка ДИ для коллег.
Июнь Игры ТРИЗ на закрепление материала. Составление плана по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
Июль
август
Литература:
1. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 2005.
2. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
3. Жихар О. П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
4. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
5. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
6. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
7. Пчелкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб. : НППЛ «Родные просторы», 2010