Ольга Викторовна Мухортова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Цель Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи • Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
• Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
• Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике
• Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
• Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
• Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
• Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
• Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
• Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
• Обобщение опыта работы по теме самообразования;
• Продолжать вести сайт воспитателя детского сада и сайт группы в Интернет- ресурсах на сайте Международного образовательного портала МААМ. RU - https://www.maam.ru/
• Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и неизвестного материала
Гипотеза. Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка
Актуальность Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие. Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Планируемые результаты У детей :
- Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
- Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать
У педагога:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;
У родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Для ДОУ/ группы:
- будет составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования» :
- пополнена предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития).
Принципы саморазвития Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме
• Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционного рисования» и прочее.
• Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.
• Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Нетрадиционные методы рисования»
• Презентация педагога по теме самообразования.
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
• выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых Од и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Перспективы при продолжении работы на следующий год Продолжить работу по теме «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Продолжить подборку картотеки по данной теме;
Изучить новинки методической литературы;
В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных выставок творческих работ
Срок реализации программы 1 сентября 2020г по 1 сентября 2021г. (один год)
Форма самообразования Индивидуальная
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой Изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; разработка и апробирование на практике авторской программы по художественно- эстетическому развитию с использованием нетрадиционных материалов «Волшебные ручки»; посещение ОД воспитателей и специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка ОД в своей группе; внесение необходимых корректив.
Учет возможных рисков Возможные риски:
- Недостаточное количество материалов для различных техник рисования.
- Непонимание важности проблемы родителями Механизм их преодоления:
- Подготовить совместно с родителями различных материалов для рисования
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
№ Этап самообразования Цель Форма работы Сроки Практические выводы
1 Подготовительный этап
Аналитико-диагностический. Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. сентябрь 2020г Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы
Анализ ситуации по выбранной проблеме. Изучение теоретических основ развития речи дошкольников, на основе методических разработок авторов Результат мониторинг
Изучение вопросов организации и проведения НОД, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Значение нетрадиционных техник рисования
для развития творческих способностей ребёнка» консультации, рекомендации, брошюры, памятки
-конспекты НОД
Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями План самообразования и перспективный план работы и родителями
2 Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми интегрированные Од художественно- эстетический направленности с применением рисования нетрадиционными техниками Октябрь – апрель
2020 - 2021 Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
- Разработка и апробирование в ДОУ авторской программы по художественно- эстетический направленности с применением нетрадиционной техники «Страна фантазии» с детьми 4-5 лет -
- составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития Авторская программа по художественно- эстетический направленности с применением нетрадиционной техники «Страна фантазии» с детьми 4-5 лет
Составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования» Картотека «Нетрадиционные техники рисования»
формирование и оформление методической копилки Подборка практической работы по данной теме : картотеки, Дидактические игры
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования схемы, модели, алгоритмы
Создать презентации по теме самообразования Презентация «Мы рисуем»
Обогащение ПРС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)
Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах ДПТ Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения»
3 Заключительный этап. Диагностика. Мониторинг. Обобщить опыт работы по теме самообразования «Художественно- эстетического развития детей через применение нетрадиционных материалов» Май 2021 Мониторинг
Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога»
Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. Доклад, статья
Мастер – класс. «Художественно- эстетическое развитие детей через применение нетрадиц. материалов» Конспект мастер-класса
Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме) Доклад
Выставки работ и детей по теме самообразования. Фотоотчет