Ленара Исхакова
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Формирование здорового образа жизни детей старшего
дошкольного возраста через использование
здоровьесберегающих технологий»
Воспитатель: Исхакова Л. Т.
Тат. Каргала 2022
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
• охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
• расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
• формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
• формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
• формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
• формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
• формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
• подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
• взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
Актуальность
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни : тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.
Формы работы с детьми :
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями :
• консультации;
• индивидуальные и групповые беседы;
• оформление наглядной информации (стенды, памятки, буклеты);
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
• овладение детьми навыками ЗОЖ;
• снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
• совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
• повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
• стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
• пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
• Пополнение методической копилки.
• Презентация педагога по теме самообразования.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Подготовительный этап
Содержание работы Цель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определение целей и задач практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.
Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.
Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.
Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни» Привлечь внимание родителей к теме самообразования
Основной этап
Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Развивающая среда
Сентябрь Беседа «Как устроено тело человека?»
Цель: ознакомление детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать) Беседа «Почему человек растет?»
Д / И «Умею – не умею» «Совместные спортивные досуги и праздники в ОУ, как эффективная форма пропаганды здоровой крепкой семьи»
Консультация для родителей «Спортивная семья – здоровый ребёнок»
«Памятка для родителей по формированию ЗОЖ у своих детей» Альбом «Весёлая зарядка»
Октябрь Беседа: «Глаза главные помощники человека»
Цель: обучение бережному отношению к зрению Мастер –класс «Берегите глазки» Буклет «Профилактика плоскостопия» Разработка тренажера для глаз В. Ф. Базарного
Ноябрь Беседа: «Как мы дышим» Цель: ознакомление со строением органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека.
Экспериментирование. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких. Выступление га педсовете «Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях ОУ» Конкурс «Спортивное оборудование своими руками» Изготовление «Пособия для развития воздушной струи»
Декабрь Беседа «Микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.
Экспериментирование. Опыт «Можно ли есть снег и сосульки?»
Цель: на опыте показать детям, что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы. Открытое занятие по физкультуре для педагогов
«Путешествие в страну Здоровейка»
Памятка и консультация
Совместные занятия спортом детей и родителей
Беседа
«Выходные на свежем воздухе с ребёнком» Альбом «Зимние виды спорта»
Январь Беседа «Что происходит, когда мы едим?»
Цель: ознакомление детей со значением и работой пищеварительной системы организма.
Чтение х. л Л. Либерман «Эта вредная еда».
Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Памятка «Организация питания детей в семье»
Консультация «Питание ребёнка в семье» Д / И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
Февраль Беседа «Режим дня»
Цель: формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
СРИ "Детский сад»
(режимные моменты)
Цель: показать в игре, как соблюдается режим дня в д. саду, подчеркнуть его важность.
Чтение х/л О. Иваненко
«Спокойной ночи»
Цель: уточнение значения сна для здоровья человека» Консультация "Использование нетрадиционного оборудования в физическом развитии и воспитании детей» Беседа с родителями на тему: «Телевизор и компьютер:
друзья или враги?» Д / И «Что сначала – что потом
(режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия.
Март Беседа «Если хочешь быть – закаляйся!»
Цель: Закрепление знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека.
Чтение х/л С. Михалков «Мимоза»
Цель: дать представление о закаливании, о профилактики простудных заболеваний. Анкетирование «Самооценка образа жизни» Консультация «Применение здоровьесбере-
гающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»
Маски для подвижных игр
Апрель «Игры и упражнения с использованием массажных ковриков»
Цель: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни Презентация для воспитателей: «Массажные коврики – дорожка здоровья» Презентация для родителей «Массажные коврики – дорожка здоровья» Картотека игр и упражнений для укрепления осанки и профилактики плоскостопия
Май Игры и упражнения для релаксации.
Цель: формирование эмоциональной стабильности детей Презентация отчета работы по теме самообразования День открытых дверей. Презентация Центра здоровья Составление картотеки игр и упражнений для релаксации детей
Литература:
1. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная Пресса, 2004г. ;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г. ;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка : Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
6. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
7. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г. ;