раиса медникова
План по самообразованию «Развитие певческих навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» г. Бологое Тверской области
План по самообразованию
музыкального руководителя
Медниковой Раисы Михайловны
На 2017-2018г учебный год
Тема: «Развитие певческих навыков
у дошкольников
по системе Д. Б. Кабалевского»
2017г.
Актуальность выбранной темы
Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства.
Публикация «План по самообразованию „Развитие певческих навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка».
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива. Совместное пение или игра охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное, пение способствует умственному развитию ребенка в целом.
Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" П. Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П. Чайковского или в финале фортепианного концерта Д. Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.
Учитывая выше сказанное, мне очень интересна эта тема и близка по духу. Работать над этой темой я буду с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
Цель
Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры. Расширить знания детей о композиторе и педагоге Д. Б. Кабалевском.
Задачи
-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
- формирование певческих навыков;
- развитие исполнительского мастерства;
- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
- усвоение навыков ансамблевого и сольного пения;
- развитие детского песенного творчества.
План работы на 2017-2018 учебный год
Сентябрь
Тема Содержание Итог
Изучение методической литературы Красильникова М. Идеи Д. Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. – 1997. -№3. И. Прохорова «Все о Д. Кабалевском» -Москва. Музыка 1988.
Конспект музыкального занятия Композитор Д. Кабалевский»
Октябрь
Тема Содержание Итог
Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.
1. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные труды и доклады. – М. : Педагогика, 1986.
2. Орлова Т. М. "Учите детей петь". М. 1987 г. - 147 с.
Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми.
Певческая установка детей на занятиях.
Ноябрь
Тема Содержание Итог
Вокальные навыки : дыхание, звукообразование, дикция.
1. Бараш А. «Д. Кабалевский и методика работы с детским голосом», М., 2003.
1. Разучивание песни с солистом «Ах, какая осень».
2. Пение хором песен «Осень», «Грустная пора».
3. Создание картотеки песен- попевок для распевания.
Декабрь
Тема Содержание Итог
Вокальные навыки : чистота интонирования, ансамбль.
1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // 2. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - С. 39-251. 1. Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми.
2. Изготовление музыкально-дидактической игры на развитие слуха и голоса «Угадай песенку»
3. Изготовление Лэпбука «Музыкальное королевство»
Январь
Тема Содержание Итог
Слушаем и поем 1. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке – М. : Просвещение, 1989.-191с.
2. Вопросы методики воспитания слуха. - Л. : Музыка, 1967.
«Слушание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»
2. Консультация для родителей на тему: «Охрана детского голоса»
3. Составление примерного списка произведений для слушания дома.
Февраль
Тема Содержание Итог
Система Д. Кабалевского «Три кита в музыке» Д. Б. Кабалевский Воспитание ума и сердца". М. 1954 г. 1. Презентация для детей «Музыкальные жанры»
2. Дидактическая игра «Что делают дети?»
Март
Тема Содержание Итог
«Влияние дидактических, речевых и ритмо - интонационных игр и упражнений, на развитие певческих навыков у детей.» 1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. // Москва «Просвещение»,1982г. -96 с.
2. Бараш А. «Система Д. Кабалевского.» М. 2005
1. Изготовление Лэпбука «Игры на музыкальных занятиях»
2. Пополнение картотеки «Речевые игры» и использование их на занятиях.
Апрель
Тема Содержание Итог
Вокальные навыки : пение а капелла. Хоровое пение. 1. Адексеева Л. Л. «О значении идей Д. Б. Кабалевского для современной науки и практики»
1. Разучивание и пение закличек о весне а капелла.
2. Мастер-класс для родителей и воспитателей.
Май
Тема Содержание Итог
И вновь о восприятии музыки Критская Е. Д. «Разговоры о музыке или метод Сократа» 1. Итоговое занятие о 2. Д. Б. Кабалевском –презентация.
Использование полученных знаний на утреннике ко Дню Победы и на выпускном празднике.