МААМ-картинки

Создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с родным поселком

Юлия Кириллова
Создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с родным поселком
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

Тема: «Создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным поселком

Бутурлино, 2024-2025 г.

Пояснительная записка.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Темочки:

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

2. Обоснование актуальности темы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, поселком, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

3. Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным поселком, его историей и культурой.

4. Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, поселке, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного поселка;

- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном поселке;

Воспитательные задачи :

- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;

- воспитывать уважение к труду людей, живущих в поселке;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения поселка;

- воспитывать любовь к родному поселку, желание видеть его красивым;

- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

5. Задачи по работе с родителями:

• Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.

• Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Перспективно-тематический план работы с детьми

Месяц Сентябрь

Название раздела Наша область на карте России

Задачи 1. Познакомить детей с географическим положением Нижегородской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области.

2. Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на карте Нижегородской области поселок Бутурлино. Развивать умение работать с картой.

3. Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

4. Дать представление о нашей области, знакомство с историей поселка Бутурлино.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Наша область на карте России»

Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в Бутурлино»

• Рассматривание иллюстраций из альбома «Поселок, который люблю»

• Беседа «Визитная карточка Бутурлино, его герб»

• Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении поселка Бутурлино (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности)

• Изготовление альбома «Родная сторонушка»

Экскурсии:

• Виртуальная экскурсия по карте Бутурлино

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

• Игра «Фотограф»

• Игра «Путешествие по карте»

выставка

«Мой поселок на моем столе»

Содружество с семьей:

• Изготовление макетов главных культурных и административных зданий поселка Бутурлино.

Месяц

Октябрь – ноябрь

Название раздела Мой родной край – Бутурлинский

Задачи 1. Что Мы знаем о родном крае?

2. Поселок, где я живу.

3. Улица, на которой я живу.

4. Узнать, почему реку Пьяна так назвали.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых • Беседы «Что я знаю о своём поселке, «Красная книга Нижегородской области», «Река Пьяна».

• Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Нижегородской области»

• Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…»,

«Представьте себе, что …»

• Краткосрочный проект «Знакомство с малой родиной»

1. «Волшебная книга МЧС» про правила безопасного поведения:

1. 1. Как вести себя в природе

2. 2. Как вести себя на улице

3. 4. Как вести себя дома

4. 5. Бережное отношение ко всему живому

Месяц

Ноябрь

Название раздела Экономика Нижегородской области

Задачи 1. Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят.

2. Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых : песок, гипс, глина, гравий.

3. Знакомство с картой полезных ископаемых.

4. Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют

охраны

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Экономика Нижегородской области»

• Презентация «Полезные ископаемые нашего края»

Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края»

• Беседа «Чем наш край отличается от других?»

• Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину»

• Рассказ воспитателя «Что выпускает наша промышленность?»

Экскурсии:

• Путешествие по карте с полезными ископаемыми

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

• Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»

• Дидактическая игра «Найди пару»

• Дидактическая игра «Что будет, если…»

• Дидактическая игра «Что за чем»

Содружество с семьей:

Сбор информации по теме месяца.

Месяц Декабрь

Название раздела «Улица, на которой я живу»

Задачи 1. Продолжать знакомить детей с родным поселком, развивать коммуникативные умения.

2. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

3. Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Улица, на которой я живу»

• Мой родной поселок, улица, где я живу

• Беседа «Старые и новые улицы поселка. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия поселка»

• Беседа «Дом, улица, адрес»

• Беседа «Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу»

• Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду

• Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада

• Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)

• Чтение стихов и прослушивание песен о родном поселке

• Беседа «Поселок и сельчане»

Экскурсии:

• Азбука пешехода

• В музей им В. И. Пурихова

• В краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Дом, семья»

• Улица моего поселка»

«Строители»

«Почта»

• Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

Конкурсы, выставки:

• Рисунки «Природа моего края»

• Выставка «Улицы поселка», «Мой дом»

Содружество с семьей:

• Изготовление альбома «Улица, на которой я живу»;

• Оформление фотовыставки «Любимый уголок поселка моей семьи»

Месяц Январь

Название раздела Коренные жители

Задачи 1. Познакомить с национальным составом населения области, о коренных жителях бутурлинской земли.

2. Сформировать первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях.

3. Формировать представление о том, что в родном поселке дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

4. Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми.

5. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Коренные жители»

• Беседа «Все мы разные, но все мы равные».

• Беседа «Особенности проживания коренного населения», «Что нам расскажет одежда коренного населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей)

«Сказка мудростью богата»

• Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк …»

(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)

• Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле

«Народы, живущие в Нижегородской области» - создание альбома.

Экскурсии:

• Экскурсия в краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

• Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Бутурлину»

Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет»

Конкурсы, выставки:

• Выставка рисунков «Зимние пейзажи»

Содружество с семьей:

• Семейные национальные праздники (видео-ролик)

Месяц Февраль

Название раздела Заповедные места

Задачи 1. Познакомить детей с Керженским заповедником, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения.

2. Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания.

3. Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе

4. Воспитывать бережное отношение к родной природе; патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Заповедные места»

• Беседа Что такое заповедник?

• Презентация «Керженский заповедник»

• Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Керженского заповедника». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов

• Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек

• Чтение познавательной, художественной и познавательной литературы

• Рисование на тему «Животные, птицы, растения Керженского заповедника»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто где живет»

Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок»

• Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по заповеднику»

Конкурсы, выставки:

• Выставка работ «Я и природа»

Содружество с семьей:

• Экологическая акция «Накормите зимующих птиц»

• Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями

«Животный мир нашего района» - слайд – шоу, сделанный родителями

Месяц Март

Название раздела Достопримечательности поселка

Задачи 1. Знакомить воспитанников с достопримечательностями поселка Бутурлино. Дать знания об архитектуре родного поселка.

2. Закрепить знания детей о родном поселке, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями поселка и его окрестностями.

3. Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по поселку, находить его достопримечательности, знакомые улицы.

4. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Достопримечательности поселка»

• Викторина «Идем мы по поселку»;

• Кроссворды, викторина

• Путешествие по поселку по карте – схеме «Найди знакомый памятник»

• Презентация «Достопримечательности поселка»

Экскурсии:

• Экскурсия «Мой любимый памятник»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

• Дидактическая игра «Что в родном поселке есть

• Д/ игра «Где что находится?»

• Д/ игра «Узнай и назови место (здание, памятник)»

• Д/ игра «Найди отличие»

Конкурсы, выставки:

• Оформление газеты «Достопримечательности поселка Бутурлино»

Содружество с семьей:

Сбор информации для презентации «Достопримечательности поселка Бутурлино»

Месяц Апрель

Название раздела Люди, прославившие поселок

Задачи • Познакомить детей со знаменитыми людьми Бутурлино.

• Дать знания о людях, прославивших малую Родину.

• Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот».

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

Познакомить детей с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Люди, прославившие наш поселок»

• Презентация «Знаменитые люди Бутурлина»

• Конструирование «Наш поселок в будущем»

• Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается;

• Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – выходом в открытый космос А. Леонова

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт»

• Рисование «Полёт к звёздам»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

• Дидактическая игра «Космонавты»

• Дидактическая игра «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?»

• Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»

Конкурсы, выставки:

• Конкурс рисунков «Космос»;

Содружество с семьей:

• Изготовление макета «Космос»

Месяц Май

Название раздела Любим, помним, чтим

Задачи • Формировать представление о героизме.

• Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

• Дать представление о детях героях ВОВ.

Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим»

• Беседа «Что такое героизм?»

• Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны

• Чтение отрывка из рассказа М. Петрова «Последние метры»

• Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади»

• Стенд с фотографиями орденов и медалей.

Чтение: А. Печеская «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь»

• Стихотворение наизусть Р. Рождественского «Помните! Через века, через года, - Помните!»

Экскурсии:

• Экскурсия к мемориалу Победы с возложением цветов погибшим участникам ВОВ

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Мы – защитники Отечества»

Содружество с семьей:

• Изготовление праздничных открыток «Спасибо деду за Победу»

• Альбом «Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

План работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников

Формы работы Содержание работы

Анкетирование

и опросы Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Наглядная педагогическая информация Папки – передвижки:

«По улочкам родного поселка», «Родной край : история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»,

«Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др.

Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Памятки для родителей:

«Где побывать с ребенком»

«Как провести свой досуг»

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному поселку в семье и детском саду»,

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Консультации «Воспитание у детей любви к родной природе»

«Гражданин воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми по поселку»

«Как знакомим детей с окружающим миром»

«Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников»,

«Педагоги и родители — творческий тандем»

«Что такое Родина?»

«Крепка семья — сильна Россия»

«Знакомим детей с русским народным творчеством»

Родительское собрание Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов Выставки: «у мамы золотые руки», «Новогодние игрушки».

Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка

Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе»,

«Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», «Любимый уголок в Бутурлино»

Выставки семейного рисунка:

«Самое красивое место в нашем поселке»

«Вот - моя улица, вот - мой дом родной»

«Наша армия сильна…»

«Война глазами детей»

Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии»

«Чем знамениты наши предки»

Оформление центра патриотического воспитания в группе

Продукт совместной деятельности с родителями Лэпбук «Мы живём в России»

Альбом «Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

Акции «Покормите птиц зимой»

«Новогодние игрушки»

Акция ко дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ

«Спасибо деду за Победу»

Методическая литература

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М. : Просвещение, 2005. – 34 с.

Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

Зеленая, Н. Г. «Мы живём в России» – М. : «Скрипторий», 2008. – 29 с.

Кондрыкинская, Л. А. «С чего начинается Родина» – М. : Сфера, 2004. – 77 с.

Маханева, М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М. : АРКТИ, 2004. – 56 с.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1999.

Белая К. Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М. : Школьная Пресса, 2010.

Мосалова Л. Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка» - М. : ТЦ «Сфера», 2008

Публикации по теме:

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с родным поселком
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 09:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с родным поселком» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кириллова (УИ 601712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД