Светлана Дерендяева
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности
План по самообразованию
Тема по самообразованию:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Актуальность:
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Цель работы по самообразованию:
1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
Задачи работы по самообразованию:
1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
Объекты в работе по самообразованию:
Дети 2 - 3 лет;
Семьи детей посещающих детский сад;
Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста :
Игровой метод (дидактические игры);
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
Практический метод – показ способов действия с предметами;
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста :
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная;
Ожидаемые результаты:
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет;
Этапы работы:
1. Информационно-педагогический блок
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Октябрь 2018 год (+ в течение года) Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста. В течение года
Наличие игр по сенсорному развитию
Подготовка анкет к анкетированию родителей. Ноябрь 2018 год-май 2019 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)
Размещение консультации для педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей». Январь 2019 год
Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».
Размещение консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». Апрель 2019 год
Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».
Отчет по самообразованию Май 2019 год
2. Работа с детьми
Дидактические игры:
1. «Чудесный мешочек»
2. «Определи на ощупь»
3. «Платочек для куклы Кати»
4. «Найди пару»
5. «Сенсорные дощечки» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников).
6. «Найди прищепку»
7. «Собери животных»
8. «Собери новогоднюю гирлянду»
9. «Тактильный мешочек» (изготовление, используя различные по текстуре материалы).
10. «Разноцветные кружки»
11. «В какую коробку?»
12. «Дальше – ближе»
13. «Найди дерево»
14. «Собери листочки»
В течение года Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.
3. Работа с родителями
1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Ноябрь 2018 год
2. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
3. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». В течение года
4. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста». Ноябрь 2018 год
5. Размещение в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем». Январь 2019 год
6. Консультация (папка – передвижка) «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста» Февраль 2019 год
7. Консультация (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?» Апрель 2019 год
8. Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»
Список используемой литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
15. Интернет ресурсы:
https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm