Смолина Татьяна
План по дополнительному образованию в средней группе по экологическому воспитанию «Родничок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы кружка - формировать у детей элементарные экологические знания и представления, экологическое сознание, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
2. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
3. Формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее;
Публикация «План по дополнительному образованию в средней группе по экологическому воспитанию „Родничок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
5. Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе, стремление сохранять и оберегать природный мир.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
–целевые прогулки;
– наблюдения;
– показ сказок (педагогом, детьми);
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
– проведение дидактических игр.
Словесные методы:
– чтение литературных произведений;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
– загадывание загадок;
– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
– организация продуктивной деятельности детей;
– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
– постановка сказок, отрывков литературных произведений;
– изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:
Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Сентябрь
Многообразие растительного и животного мира Саратовской области.
1. Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь! Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
2. Учитесь жалеть и беречь. Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду. Учить отличать истинную жалость от ложной. Развивать наблюдательность, логическое мышление.
3. Растения нашего края. Познакомить с растениями нашего края. Формировать ответственность и бережное отношение к природе своего края. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют природу родного края.
4. «Жалобная книга природы» - путешествие по страницам Красной книги
Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Октябрь
Сезонные изменения в природе осенью в нашем крае.
1. Осень золотая
Закрепить знания детей о приметах осени, о сезонных изменениях в природе в это время года в родной местности. Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней. Учить понимать закономерности явлений природы.
2. Осенние заботы животных и птиц. Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.
3. Осенние хлопоты человека. Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду. Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. Развивать эстетическое восприятие окружающего.
4. Викторина «Осень» Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе. Воспитывать любовь к природе родного края, желание глубже познавать ее тайны.
Ноябрь
Птицы
1. Как узнать птиц? Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
2. Тайны птичьего мира
Развивать у детей интерес к жизни птиц. Познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы.
3. Птицы нашего края. Познакомить детей с птицами нашего края. Учить по внешнему виду различать птиц. Развивать познавательный интерес к жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
4. Птицы разных стран. Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях. Повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
Декабрь
Сезонные изменения в природе зимой в Саратовской области.
1. Зима полна серебра. Обобщить представления детей о зиме. Закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев. Учить устанавливать связи и закономерности в природе.
2. Волшебница-зима.
Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Способствовать развитию любознательности.
3. Снежные причуды. Расширять представления воспитанников о зимних явлениях природы. Развивать наблюдательность.
4. Её величество – вода. Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы. Закрепить знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Январь
Животные
1. Животные нашего края. Закрепить знания детей о животных родного края. Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь.
2. Животные – наши помощники. Расширить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида, об уходе за ними, о пользе для человека.
3. Животные разных стран.
Познакомить детей с животными нашей планеты Земля. Закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные. Развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле.
4. Животные – наши меньшие братья
Закрепить знания детей о внешнем виде животных. Уточнить знания детей о приспособлении домашних животных к сезонным изменениям.
Февраль
Рыбы
1. Кто такие рыбы?
Развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д. развивать умение видеть
2. Наблюдения за рыбками в аквариуме. Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, их строении, обратить внимание на красоту рыбок.
Ознакомление детей с некоторыми особенностями поведения: живут в воде, плавают с помощью плавников, глотают корм, двигают хвостом; Помочь детям осознать, что рыбки живые и нуждаются в уходе и бережном обращении.
3. Рыбы наших водоёмов и рек
Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоёмах ХМАО, их внешних особенностях и отличиях, окраске, где живут, чем питаются;
Развивать интерес к обитателям водоёмов;
Воспитывать экологическую культуру.
4. Морские чудеса. Познакомить детей с многообразием морских обитателей;
развивать интерес к природе, узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмах;
воспитывать любовь и уважение к морским обитателям.
Март
Сезонные изменения в природе весной нашего края
1. «В гостях у Веснянки» Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес её явлениям.
2. Кто больше всех радуется весне? Расширение представлений детей о времени года – весна. Закрепить знания о жизни диких животных. Обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, о жизни насекомых и растений в весенний период. Развивать эстетическое восприятие красоты природы. Воспитывать любовь к природе.
3. Первоцветы Дать элементарные представления о первых весенних цветах, научить определять их по описанию, вызвать у детей интерес к окружающему миру; прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, к живой природе.
4. О чём поют птицы весной?
Закрепить знания о перелетных птицах. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Апрель
Растения
1. Мои зеленые друзья Формировать у детей интерес к растительному миру;
подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;
закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.
2. Экологическая тропинка. Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах, о клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
3. «Путешествие в царство комнатных растений»
Познакомить детей с комнатными растениями, имеющими типичное строение; уточнить и закрепить название частей растения: листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений.
4. Лесная аптека. Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, укрепляющими организм людей. Воспитывать любовь к природе.
Май
Насекомые
1. Кто такие насекомые?
Дать элементарные знания о жуках, бабочках; на доступных примерах показать, что скрывается под названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомых.
2. Божья коровка Продолжать расширять и формировать представление детей о насекомых, умение их классифицировать на: полезных и вредных.
3. Наблюдение за муравьями Формировать знания о жизни муравьев. Дать элементарное понятие, что муравей-это маленькое животное, представление об их роли в природе; расширять представления о способах передвижения, пище; познакомить с особенностями внешнего строения; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, вызвать интерес к окружающему миру.
4. Земля – наш общий дом Расширять представления детей о планете Земля. Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.
Формировать желание любить и беречь Землю. Расширять представления детей об охране природы. Закрепить знание правил поведения в природе.
Список литературы:
• Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
• Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : Работа с детьми средних и старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999.
• Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994.
• «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
• «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
• «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
• Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника».