Наталья Макушкина
Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «В гости к матрёшкам» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.
Задачи:
Образовательные :
- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь;
- пополнить словарь детей за счет новых слов – шекшата;
- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;
- способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;
Публикация «Конспект итогового занятия по дополнительному образованию „В гости к матрёшкам“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- вызвать у детей желание помочь матрёшкам, кукле;
- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Словарная работа: Мон сяван кши, шекшата, вирь, монь лемозе, няка и др.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.
Материал и оборудование: продукты питания: хлеб, яйца, огурец, помидор, морковь, яблоко, вода, кукла в национальном костюме, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей.
Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям.
Ход занятия :
Воспитатель здоровается с детьми на мокшанском языке, дети отвечают.
- Шумбратада, шабат!
- Шумбратада, Наталья Ивановна!
- Шабат, почтальон нам принёс письмо, давайте посмотрим от кого.
- Нас приглашают в гости мордовские матрёшки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.
На столе приготовлены: хлеб, яйца, огурец, помидор, морковь, яблоко, вода.
Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мокшанском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:
- «Мон сяван кши», «Мон сяван куяр» и т. д.
- Шабат, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.
Дети идут и подходят к лесу. (на доске иллюстрации животных и птиц)
На пенёчке сидит кукла в национальном мордовском костюме.
Дети здороваются с ней на мокшанском языке:
- Шумбрат, няка.
- Шумбратада, шабат.
- Кода тонь лемце? /Как тебя зовут?
-Монь лемозе Настя.
Кукла знакомится с детьми, спрашивает, как их зовут.
- Кода тонь лемце?
Дети: Монь лемозе Аня и т. д.
- Настя, почему ты такая грустная?
-Я заблудилась.
- Шабат, давайте мы для неё расскажем потешки, чтобы она развеселилась.
Дети рассказывают потешки на мордовском языке.
- Шабат, посмотрите, как развеселилась Настя. Давайте мы ее возьмем с собой в гости к матрёшкам.
Заходим в «лес», слышно пение птиц.
- Шабат, куда мы пришли?
- В лес - вирьс.
- Шабат, посмотрите сколько птиц в лесу!
-Каких птиц вы знаете?
Ответы детей.
- Я хочу познакомить вас ещё с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах. Дятел стучит своим сильным клювом по дереву, его слышно по всему лесу.
- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Дети проговаривают слово.
- Хорошо в лесу! Давайте подышим чистым лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика.
- Посмотрите, в лесу так же много зверей. Настя, дети знают, как они называются по-мордовски.
Дети называют: сеель, офта, келазь, нумол, ур, врьгаз.
- Шабат, пойдём дальше, а то матрёшки, наверное, заждались.
- Вот мы дошли до домика, где живут матрёшки. Что-то их не видно. Давайте поиграем, а матрёшки услышат нас и придут.
Подвижная игра.
- А вот и сами матрёшки вышли на наш шум.
- Шумбратада, Матрёшкат!
- Шумбратада!
- Шабат, давайте посчитаем матрёшек на мордовском языке.
- Фке, кафта, колма, ниле, вете.
- Шабат, пока вы считали матрёшек, они мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали некрасивыми. Матрёшки хотят, чтобы вы им подарили новые фартуки, украшенные мордовским узором.
Дети садятся за столы.
- Какие элементы мордовской росписи вы знаете?
- Какие цвета используются в мордовском узоре?
Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на силуэт.
- Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрёшкам.
Матрёшки благодарят детей за фартуки.
- Шабат, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с матрёшками.
- Няемазонк! /Досвидания!