Светлана Кустова
План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РАБОТЫ
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДОО
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
"Детский сад №43 "Ручеек"
города Набережные Челны РТ
Направление и содержание работы Срок Исполнители
Изучение соответствующей литературы Июнь Воспитатели
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период Июнь Воспитатели
Публикация «План по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Использование видеозарисовки из приемов работы с родителями в период адаптации как учебное пособие Постоянно Воспитатели
Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом Постоянно Воспитатели
Предоставление родителям папки--передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Проведение консультации, предоставление анкет для заполнения Постоянно Воспитатели,
старший воспитатель, педагог-психолог
Подготовка места для приема детей :
подбор мебели;
Подготовка дидактического материала в соответствии с возрастом;
Оформление приемной:
вынос новых, ярких игрушек;
изготовление "полочки любимых вещей" ребенка; изготовление ярких подвесок Июнь Воспитатели
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна (представить фонотеку на совещании при заведующем) До 10 июля Воспитатели
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей До 10 июля Воспитатели
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке) Июль Воспитатели
Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук Постоянно Воспитатели
Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия Постоянно Воспитатели
Неукоснительное соблюдение режима дня для второй группы раннего возраста, смены видов деятельности, сна и прогулок! Постоянно Воспитатели
Обеспечение индивидуальных игр-занятий с детьми разных возрастных групп по их потребностям Постоянно Воспитатели
Своевременное введение ежедневных игр-занятий с детьми, прошедшими период адаптации Постоянно Воспитатели
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
№ п/п Параметры Дополнительный вопрос к матери Оценка в баллах или словесно
I. Поведение
1. 1 Настроение:
бодрое, уравновешенное,
раздражительное, неустойчивое,
подавленное Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка? 3
2
1
1.2 Сон
1.2.1 Засыпание
1.2.1. 2 Длительность:
быстрое до 10 минут, медленное Как засыпает ребенок? 3
2
1.2.1. 3 Характер:
спокойный,
неспокойный
3
1
1.2.1.4 1) использую дополнительные воздействия;
2) без дополнительных
воздействий Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? 1
3
1.2.1. 5 Сон:
длительность соответствует возрасту,
не соответствует возрасту Какова длительность сна? 3
1
1. 3 Аппетит:
хороший,
избирательный, неустойчивый,
плохой Какой аппетит у ребенка? 3
2
1
1. 4 Отношение к высаживанию на горшок:
положительное,
отрицательное Как ребенок относится к этой процедуре? 3
1
1. 5 Навыки опрятности:
просится на горшок,
не просится, но бывает сухой,
не просится, ходит мокрый 3
2
1
1. 6 Отрицательные привычки:
есть (какие, нет Сосет пустышку, палец, раскачивается и др. 1
II. Нервно-психическое развитие
2.1 Возраст 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.
Понимание речи
Движения
Игра
Навыки Выявляются методом диагностики
2.2 Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.
Понимание речи
Активная речь
Игра
Навыки Соответствует возрасту
Ниже на один эпикризисный срок
Ниже на 2—3 эпикризисных срока 3
2
1
III. Личность
3.1 Проявление познавательных потребностей Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?
3.1. 1 В повседневной жизни:
недостаточно проявляет,
не проявляет а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?
б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? 2
1
3.1. 2 При обучении:
проявляет интерес, активность;
недостаточно проявляет;
не проявляет 3
2
1
3.2 Инициативность
3.2. 1 Инициативность в игре:
проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело:
Да,
нет 3
1
Есть фаза подготовки игры самостоятельно,
с помощью взрослого
Есть элементы воображения;
Да,
нет 3
2
3
1
3.2. 2 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:
вступает в контакт по своей инициативе,
сам не вступает в контакт 3
2
3.2. 3 Инициативность во взаимоотношениях с детьми:
вступает в контакт по своей инициативе,
сам не вступает в контакт 3
2
3. 3 Результативность:
доводит начатое дело до конца,
не всегда,
не доводит 3
2
1
3. 4 Самостоятельность в игре:
умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,
не всегда,
не играет сам 3
2
1
3.5 Социальные связи
3.5. 1 Социальные связи со взрослыми:
легко идет на контакт,
избирательно,
трудно 3
2
1
3.5. 2 Контакты с детьми:
вступает легко,
избирательно,
трудно 3
2
1
3.5. 3 Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
есть,
недостаточные,
нет 3
2
1
3.5. 4 Уверенность в себе:
есть,
не всегда,
нет 3
2
1
3.5. 5 Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:
Да,
не всегда,
нет 3
2
1
3.5.6 Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес:
легко,
нет 3
1
3.5.7 Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых К кому именно
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов) :
3 - 2,6 б. – готов
2,5 - 2 б. – условно готов
1,9 - 1,6 б. – не готов
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___
Дата поступления в ДОУ ___
Возраст при поступлении ___
Группа здоровья ___
Данные антропометрии: рост ___ вес ___ (при поступлении)
рост ___ вес ___ (через месяц)
Заболевания до поступления ___
Параметры Дни наблюдений/оценка параметров в баллах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Показатели физического здоровья Аппетит в группе
дома
Сон
Стул
Мочеиспускание
Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние
Социальные контакты С детьми
Со взрослыми
Познавательная и игровая деятельность
Реакция на изменение привычной ситуации
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ___
Оценка адаптационного периода : ___
Оценка параметров адаптации
Параметры Оценка /баллы/
3 2 1
Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние положительное неустойчивое отрицательное
Социальные контакты с детьми инициативен, контактен вступает в контакт при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста
Социальные контакты со взрослыми инициативен, контактен принимает инициативу взрослого реакция протеста, уход от контакта
Познавательная и игровая деятельность активен, проявляет интерес активен при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста
Реакция на изменение привычной ситуации принятие тревожность непринятие
Аппетит: N – норма; П – повышен; С – снижен. Сон: N – норма; П – плохо засыпает и просыпается; Н – не спит днем.
Стул: N – норма; Н – недержание; О – отсутствует. Мочеиспускание: N – норма; Ч – частое; Н – недержание.
Степень адаптации :
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
Вопросы к родителям адаптационного периода у детей, начавших посещать детский сад
Подготовленность к детскому саду. Прогноз и анализ периода адаптации (после первых дней-недель в детском саду)
1. Были ли попытки ходить в ясли, детсад раньше?
2. Почему перестали водить?
3. Режим дня ребенка дома.
4. Особенности темперамента ребенка и его подвижности:
обычный,
очень подвижный,
медлительный?
5. Есть ли «откачка маятника» дома после детсада?
6. Многочисленны ли контакты дома у ребенка, его родителей?
7. Если ли у ребенка тяготение к сверстникам?
8. Есть ли любимая игрушка? (Дать замену с собой.)
9. Был ли проведен «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось?
10. Если ли дети, которые понравились?
11. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли?
12. Если ли в группе дети, которые постоянно обижают вашего ребенка? Как? Почему (ваше мнение?
Причины в вашем ребенке: медлительный, обидчивый, ранимый, беспокойный, нерешительный, плохо говорит, не умеет играть, не умеет дать сдачи, не умеет удержать игрушку, боится.
Причины в другом ребенке: агрессивный (нападает не только на вашего, гипер активный, неуравновешенный, неуправляемый, непослушный, просто старше, сильнее и не соразмеряет свою силу, другие причины.
Возможность социальных контактов с воспитателем
1. Знает ли ребенок воспитателя, его сменщика, няню?
2. Знает ли, как их зовут?
3. Отдает ли предпочтение кому-либо? Почему?
4. Совпадает ли это с вашим мнением о воспитателе?
5. Боится ли воспитателя? Какого?
6. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом,
просьбой?
7. Слушается ли воспитателя?
8. Вспоминает ли о нем дома? В каких ситуациях?
9. Рассказывает ли дома о детях и воспитателях, отвечает ли на вопросы?
10. Играет ли дома в детский сад? Как именно:
с игрушками;
с мамой;
предпочитаемая роль;
возможные сюжеты.
Адаптация в целом
1. Плачет ли ребенок при разлуке?
2. Спрашивает ли часто, когда вы его заберете?
3. Ест ли, спит ли в детском саду?
4. Поведение ребенка при встрече?
5. Просится ли в детский сад в выходные дни?
6. Отказывается ли идти в детский сад при любых обстоятельствах?
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Игры - развлечения
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: " Какой ко мне хороший Коля пришел!"
Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба "падают" на землю. Вариант игры:
Вокруг розовых кустов.
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг.
Дружно прыгаем мы вдруг,
ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Солнечные зайчики
Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!
По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Покружимся
Материал: два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь.
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Хоровод с куклой
(проводится с двумя-тремя детьми)
Материал: кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой.