Таранда Мария Викторовна
План открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №3»
Дошкольное отделение № 1
Конспект
открытого занятия по познавательному развитию
«Ознакомление с окружающим миром»
в средней группе
«Птицы зимующие и перелетные»
п. Бугры
2022г.
Цель: уточнение, расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
Публикация «План открытого занятия по познавательному развитию в средней группе „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Планы, тематические недели
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
- совершенствовать знание детей о зимующих и перелетных птицах и их характерных особенностях; - совершенствовать знание детей об общих признаках птиц;
- запоминать понятия право-лево, верх-низ;
- запоминать цифры от 1 до 5;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов; - пополнять словарный запас.
Развивающие : - развивать внимание, логическое мышление, речь, зрительное восприятие посредством дидактических игр;
- развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Оборудование и материал:
- иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц (скворец, ворона, сорока, кукушка, дятел, утка, соловей,
- схема «Отличительные признаки птиц»;
- письмо Снежной Феи
- дидактические игры «Сложи картинку» (картинки-отгадки с изображением птиц снегирь, воробей, синица, ласточка, «Матрешка» (изображение птиц от маленькой к большой)
-запись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- чтение художественной литературы про птиц (В. Бианки «Синичкин календарь», А. Блок «Ворона», Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Птицы под снегом»);
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц;
- знакомство с мнемосхемой «Отличительные признаки птиц».
- дидактические игра «Сложи картинку», «Угадай по описанию»;
- подвижные игры «Гуси-гуси.», «Летает-не летает», «Зимующие перелетные», «Стайка - полетай-ка».
Активизация словаря: корм, кормушка, скворечник, холодно, голодно, синица, воробей, снегирь, дятел, грач, скворец, соловей, ласточка, зимующие, перелетные, оперение.
Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие; - социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная.
Методы и приемы: беседы, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование ИКТ.
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Круг добра». (1-2 мин)
В. Раз, два, три- Ты скорее в круг беги. (дети встают в круг, касаясь ладонями, друг друга)
В. У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.).
2. Основная часть В. Сегодня я приглашаю вас в лес:
«Вокруг себя 2 раза обернись и в зимнем лесу очутись!».
Ребята, отгадайте загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
( Ответ: Птицы)
В. Ребята, прислушайтесь! Почему так тихо стало в лесу? В. Да, правильно птицы улетели в теплые края Послушайте пожалуйста стихотворение про птиц : Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!
В. О каких птицах идет речь в стихотворении?
Ответы детей
В. А в этом стихотворении о каких птицах идет речь? Клином в небо поднялись высоко, -
Вольным воля на пути широком, -
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне – воочию.
В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.
Ответы детей
В. Но не только из-за этого стало тихо в лесу. Сегодня нам пришло письмо Снежной феи. Давайте прочитаем его вместе! (Читает письмо) «Я снежная фея, мне стало скучно и я решила повеселиться. Я заколдовала всех птиц и животных в лесу, заморозила их и отняла у них голоса!»
В. Ребята, чтобы расколдовать лесных жителей, мы должны пройти испытания!
Первое испытание – отгадать загадки!
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок
(Воробей.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она? …
(Ворона)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – легче.
(Дятел)
Прилетает к нам зимой,
Яркий, шустренький такой,
На рябине он сидит,
Алой грудкой знаменит
(Снегирь)
В. Ребята, поиграем в игру! «Зимующая или перелетная птица».
Воспитатель показывает птицу на картинке. Если птица перелетная Дети изображают крылья, если птица зимующая прижимают руки к себе
Второе испытание:
В. Ребята, пока мы играли, снежная фея подбросила нам на столы какие то картинки. Давайте их соберем и узнаем что же на них изображено.
Это и будет нашим вторым испытанием. Собрать разрезные картинки и отгадать название птицы. (Картинки с изображением синицы. Ласточки, воробья, снегиря) В. Как то стало немного прохладно в нашем зимнем лесу. Давайте немного согреемся
Мы пришли в зимний лес. Ходьба на месте. Сколько здесь вокруг чудес! Дети удивленно разводят руками. Справа—берёзка в шубке стоит, Отводят указанную руку в сторону, Слева на нас ёлка глядит. прослеживают движение В небе снежинки кружатся, Выполняются вращательные На землю красиво ложатся. движения руками над головой. Вот и зайка проскакал, Прыжки на месте.
От лисы он убежал. Вот серый волк рыщет. Наклоны вперед, имитация движений волка.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, — Дети приседают, прячась.
Не найдёт тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Движения, имитирующие, как Так всю зиму и проспит. медведь спит в берлоге. Пролетают снегири, Махи руками, имитируя полет птиц Как красивы все они! .
Третье испытание;
В. А вот и третье испытание Ребята вы должны составить матрешку из 5 птиц (которые постоянно живут с нами). Картинки с дятлом, голубем, сорокой, скворцом дети берут и выстраивают от большего к меньшему.
В. Вот мы и справились со всеми испытаниями Снежной Феи: загадки отгадали, пазлы собрали, матрешку построили от большой к маленькой. Снежная фея, расколдуй птиц и зверей лесных! Давайте прислушаемся что же сейчас мы услышим в лесу?
Воспитатель подключает колонку с голосами птиц в зимнем лесу.
В. Вокруг себя обернись в детский сад вернись! Ребята, вы молодцы прошли испытание и помогли лесным обитателям, разморозили их и вернули им голоса!
А теперь давайте подойдем к плакату и вспомним, чем же отличаются птицы от зверей.
Молодцы!