Кузнецова Валерия Игоревна
План образовательной деятельности на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи образовательной деятельности в средней группе на тематическую неделю «Осень»
«Социально – коммуникативное развитие»
• Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей средней группы.
• Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
Публикация «План образовательной деятельности на тему „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
«Познавательное развитие»
• Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
• Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
• Обогащать представления о мире природы, о социальном мире.
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
«Речевое развитие»
• Поддерживать инициативность к самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
• Поддерживать стремление задавать и правильно формировать вопросы.
• Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях живой и неживой природы.
• Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоцио-нального подтекста.
«Художественно – эстетическое развитие»
• Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе).
• Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах.
• Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
• Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие способности.
• Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть стихи.
• Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
«Физическое развитие»
• Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
• Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
• Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
• Развивать у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу.
• Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Взаимодействие с родителями
- Рекомендации: вспомнить вместе с детьми о смене времён года, их очерёдности, названия осенних месяцев. Разучить с детьми стихотворения об осени.
- Консультация на тему «Укрепление и сохранение здоровья детей».
- Привлечь родителей к помощи воспитателю в изготовлении ширм для игр.
Предметно – развивающая среда
Иллюстрации и книги на осеннюю тему; муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов; корзинки; различный природный материал (листья, жёлуди, шишки, каштаны, коряжки); репродукции картин «Золотая осень» Левитан; настольно-печатные игры на тему «Осень».
План образовательной деятельности на тему «Осень».
Цель: расширение представлений о явлениях живой и неживой природы, развитие интереса к природе, желания активно познавать и действовать с объектами природы.
Понедельник
Групповая, подгрупповая работа Индивидуальная работа Образовательная деятель-ность в режимных моментах Организация РППС для само-стоятельной деятельности детей
утро Приём детей в группу. Комплекс утренней гимнастики. Беседа «Что нам осень принесла?» : закрепить и систематизировать знания детей об овощах. Д/игра «Времена года» : уточнить представление детей о по-следовательности времён года. Индивидуальная работа с Ан-желикой, Ромой, Дашей Б., Мариной. Заучивание стихо-творения С. Маршака «Ок-тябрь» : способствовать разви-тию памяти, выразительности речи. Ситуативная беседа «Почему деревья осенью раздеваются?» Цель: дать представление де-тям о том, как живая природа зависит от погоды. Организовать в центре развития ре-чи детей выставку картин, книг, иллюстраций на осеннюю тему : побуждать к рассматриванию, воспитывать интерес к художественному слову.
занятия Познание и исследование. №7, стр. 51. «Ранняя, золотая, поздняя осень». Цель: развивать музыкальный слух, певческие навыки; по-знакомить с тремя с тремя периодами осени - ранней, золотой, позд-ней; способствовать умению называть приметы осени, описывать и сравнивать лето и осень; развивать внимание, мышление, связную речь. Ход НОД. 1. Беседа «О периодах осени». 2. Д/игра «Овощи». 3. Рассматривание иллюстраций «Природы осенью». 4. Физкультми-нутка. 5. Просмотр презентации «Осень». Музыкальная деятельность. Задачи: развивать музыкально-сенсорные восприятие: учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных зву-ков, контрастные по высоте, длительности, тембру, динамике, фор-мировать умение петь согласованно и выразительно, передавая в пе-нии характер песни., побуждать к музыкально-творческим проявле-ниям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности.
прогулка Рассматривание кленовых и березо-вых листочков. Цель: Способство-вать умению различать по форме кленовый и березовый лист. П/игры «Ловишки с приседанием» : способ-ствовать развитию физических ка-честв (быстрота, ловкость). Индивидуальная работа по физическому развитию п/игра «Удочка». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с при-землением на носки. Таня, Ва-ря П. Сбор листьев разных деревьев для альбома «Осень». Цель: показать разнообразие расти-тельного мира. Сбор кленовых листьев, составле-ние осенних букетов : способство-вать созданию радостного настрое-ния, вызывать эстетический отклик на красоту природы.
Прослушивание музыки Чайковского «Времена года. Осень»
вечер Оздоровительная гимнастика после сна. Д/ игра «Сад – огород» : про-должать систематизировать знания детей об овощах и фруктах. П/игра «Совушка – сова» : упражнять детей в умении стоять неподвижно неко-торое время. Индивидуальная работа. «Опиши картину осень». Цель: развивать активную связную речь. Настей, Катей М. Трудовые поручения по груп-пе: воспитывать уважение к труду, побуждать выполнять поручения. Обогащение центра познаватель-ной деятельности колбами различ-ного объё ма: побуждать экспери-ментировать с водой, делать выво-ды. Разместить в центре речевого развития наборы деревянных фигу-рок к различным сказкам: побуж-дать к обыгрыванию, брать на себя роль, вести ролевой диалог.
Вторник
утро Приём детей в группу. Комплекс утренней гимнастики. Беседа – рассуждение с детьми «Осень-это хорошо или плохо?» Цель: воспитывать положительное от-ношение ко всем временам года. Инд. работа по ФЭМП «Слева, справа, посередине» Цель: фор-мировать умение ориентировать-ся в пространстве. Даша Г., Катя М., Лиля. Ситуативный разговор «Чем я могу помочь взрослым осе-нью» : воспитывать желание трудиться, уважать труд взрос-лых. Разместить в центре познаватель-ного развития настольно-печатные игры на тему «Осень» : побуждать организовываться в микрогруппы, пары для игры, соблюдать правила.
занятия Восприятие художественной литературы. №4, стр. 70. Задачи: По-казать особенности стихотворного текста. Раскрыть многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь ребенку понять содержание стихов, обратить внимание детей на мелодичность и напевность стихотворной формы. Двигательная деятельность. Задачи: формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игры; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений; закрепить навыки ходьбы с высоким подниманием колен, на носках, на пятках; упражнять в беге приставным шагом; совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве; развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма, развивать умение выполнять парные и коллективные действия.
прогулка Наблюдение за листопадом, рас-сматривание листьев с разных деревьев: расширить представле-ние о живой природе, воспиты-вать умение любоваться её объ-ектами.
Труд: работа в цветнике: воспи-тывать самостоятельность, ува-жение к труду. П/игры «Хитрая лиса» : способствовать развитию физических качеств, побуждать придерживаться правил игры. Индивидуальная работа по физи-ческому развитию с Лешей, Ма-шей, Никитой. П/игра «Успей подхватить» : развивать ловкость и точность движений Дидактическая игра «Где, что растёт?» - экскурсия вокруг детского сада (сад, огород) : продолжать расширить пред-ставление о растительном мире ближайшего окружения. Предложить детям палочки для ри-сования на мокром песке: способ-ствовать развитию творческого во-ображения, фантазии.
Чтение стихотворений И. Михайлова «Как обидно».
вечер Оздоровительная гимнастика по-сле сна. Отгадывание загадок на темы «Овощи. Фрукты. Приро-да» : способствовать развитию мышления, воображения, речи.
П/игра «Огородники» : воспиты-вать чувство соревнования, раз-вивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа сПоли-ной, Аней. Беседа об осени : по-буждать давать на вопрос полный ответ, развёрнутым предложени-ем. Хозяйственно-бытовой труд «Стирка кукольной одежды». Цель: воспитывать уважение к труду, побуждать помогать. Мативация: обогатить уголок кон-струирования новым конструкто-ром и инструментами. Цель: побу-ждать детей организовывать игры с новыми игрушками.
Среда
утро Приём детей в группу. Комплекс утренней гимнастики. Сравнение лета и осени с использованием иллюстраций: обобщение и за-крепление представлений о вре-менах года, формировать умение сравнивать, находить сходства и различи, делать выводы. П/игра «Дождик капает» : воспитывать быстроту реакции. Индивидуальная работа по разви-тию речи «Доскажи словечко» Цель: развивать умение рифмо-вать, подбирать слова похожие по звучанию четко произносить сло-ва. Ситуативное общение «Обра-тись к товарищу по имени» : воспитывать уважительное отношение друг к другу. Предложить детям различный при-родный материал для обыгрывания, создания композиций, эксперимен-тирования.
занятия ФЭМП. №1 стр. 22. «Сравнение группу предметов по количеству». Цель: Обучение сравнению групп по количеству; введение в актив-ную речь понятий «одинаково», «столько же», «меньше», «больше»; закрепление понятий «длинный», «короткий»; развитие познаватель-ных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Ход НОД. 1. Введение в тему. 2. 3. Задание №1с в рабочей тетради. 4. Физкультминутка. 5. Задания №2, №3 в рабочей тетради. 6. Графическое упражнение. 7. Итог занятия. Музыкальная деятельность. Задачи: продолжать приобщать детей к культуре слушания музыки, формировать представления об отра-жении в музыке чувств, настроений образов, явлений окружающей жизни, побуждать к восприятию способов певческих умений: четкой, правильной дикции, напевного, протяжного звуковедения, слаженности пения, побуждать к выразительному исполнению движений.
прогулка Наблюдение за семенами деревь-ев: закрепить представление о том, что семя – это конечная ста-дия роста растений. Труд «уборка листьев» : побуждать выполнять поручения, работать слаженно, договариваться между собой. П/игра «К названному дереву бе-ги» : способствовать развитию фи-зических качеств, закрепить представление о внешнем виде различных деревьев.
Индивидуальная работа по разви-тию движений: упражнять под-брасывать и ловить мяч двумя ру-ками. С Ярославом, Матвеем, Ко-лей, Георгием. Цель: воспитывать умение играть в микрогруппах, развивать ловкость, нимание. Побуждать развивать умение строиться в колону парами, находить свою пару. Экскур-сия вокруг детского сада «Что изменилось?» Проблемная ситуация «В огороде созрели овощи. Что делать?» : по-буждать организовывать игру, рас-пределять роли и обязанности, под-бирать атрибуты для игры.
Чтение стихотворения Бунина «Листопад».
вечер Оздоровительная гимнастика по-сле сна. Кукольный театр на маг-нитах по рассказу Сутеева «Под грибом» : способствовать разви-тию речи, создавать положитель-ный эмоциональный настрой в группе. Индивидуальная работа по ФЭМП с Даней, Ромой, Колей. Цель: закрепить понятие «больше», «меньше». Игровая ситуация «Кукла Ма-ша заболела» : закрепить по-нимание, почему нужно мыть руки, овощи, фрукты перед едой. Предложить детям ширмы и наряды для организации игр: создать усло-вия для вовлечения в игры застен-чивых детей.
Четверг
утро Приём детей в группу. Комплекс утренней гимнастики. рассматри-вание картин «Осень - ранняя, золотая, поздняя» Цель: побуждать рассказывать по картинам, повторить названия трех месяцев осени. П/игра «Осенние листочки» : воспитывать чувство ритма. Индивидуальная работа с Настей, Софией, Аней – раскрашивание листочков. Цель: упражнять в правильном удержании каранда-ша, способствовать развитию мелкой моторики рук. Ситуативный разговор «Опас-ности на улице осенью» : фор-мировать здоровьесберигаю-щее поведение. Обогащение познавательного и ху-дожественно – эстетического цен-тров группы набором «Дары Фребе-ля» : способствовать развитию твор-ческого воображения, побуждать экспериментировать с геометриче-скими телами и фигурами, побуж-дать играть вместе в паре.
занятия Конструирование. №5, стр. 44. «Постройка сарая для животных». Цель: учить строить сарай, распологать кирпичики вертикально на узкой, короткой грани (стены, распологать кирпичики горизонтально на широкой, длинной грани (крыша). Ход НОД. 1. Чтение сказки «Зимовье зверей». 2. Беседа по сказке. 3. Физкультминутка. 4. По-стройка. 5. Обыгрывание постройки. Оздоровительно – игровой час №2. №4, стр. 200. Цель: упражнять в ходьбе и беге; учить действовать с мячом (бросание, ловля); воспи-тывать командный дух, чувство соперничества; упражнять в катании шариков по дощечки, побуждать играть в командные игры, придер-живаясь правил.
прогулка Наблюдение за берё зой: обобщать представление о строении, росте и развитии растений, воспитывать интерес к природе. П/игра «Найди листок, как на дереве» : обобщить представление о разнообразии форм листьев, способствовать развитию физических качеств. Труд: смести листву с дорожек: воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа по физи-ческому развитию. Упражнение «Спортивная ходьба» : развивать технику ходьбы с пятки на носок с Анжелликой, Ромой, Дашей Б. Дидактическая игра «Что лишнее» : уточнить знания признаков разных времён года.
Конкурс «У меня в шкафу по-рядок» : воспитывать опрят-ность. «У берёзки День рождения. Как мы отпразднуем этот праздник?» : по-буждать детей принимать игровую задачу, продумывать сюжет, орга-низовывать игру.
Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
вечер Оздоровительная гимнастика по-сле сна. Отгадывание загадок про осенние явления : способствовать развитию логического мышления, расширять словарный запас. Пальчиковая гимнастика «Солим капусту» : способствовать разви-тию мелкой моторики рук. Индивидуальная работа по разви-тию речи: составление описатель-ного рассказа по иллюстрации «Труд людей осенью» с Мариной, Лешей, Дашей Г. Ситуативный разговор о пра-вилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми Цель: воспитывать культуру общения. Обогатить центр творчества различ-ными предметами для нетрадицион-ных техник рисования (зубные щёт-ки, трубочки, ватные палочки, штампы) : побуждать к эксперимен-тированию, способствовать разви-тию творческого воображения, фан-тазии, воспитывать аккуратность в работе с красками.
Пятница
утро Приём детей в группу. Комплекс утренней гимнастики. Беседа «Что я видел по дороге в детский сад?» : способствовать развитию связной речи, побуждать рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях. Дидактическая игра «Запомни картинки» : тренировать зри-тельную память. С Машей, Ни-китой, Максимом. Игровое упражнение «Счаст-ливое полотенце» : продолжать формировать культурно гигие-нические навыки. Анализ рабо-ты дежурных по столовой: от-метить старания детей, поощ-рять за хорошо выполненные поручения. Обратить внимание детей на цветы в уголке природы. Цель: побуждать детей к труду в уголке природы за-ботиться о растениях в группе.
занятия Рисование. №5, стр. 55. «Овощи на торелочке» Цель: Развитие творческого воображения, учить рисовать овощи разной формы. Раз-вивать мелкую мускулатуру рук, фантазию. Ход НОД. 1. Беседа «Овощи». 2. Рассказ о оващах. 3. Самостоятельная деятельность де-тей. 5. Выставка работ. Двигательная деятельность. Задачи: продолжать формировать пра-вильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игры; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений; закрепить навыки ходьбы с высоким подниманием колен, на носках, на пятках; упражнять в беге приставным шагом; совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве.
прогулка Рассматривание пожелтевшей листвы: воспитывать чувство прекрасного, умение любоваться природой. Труд: сбор для поделок красивых листьев. П/игра «Гуси – лебеди» : развивать физические качества – быстроту, ловкость, формировать умение действовать по сигналу Индивидуальная работа по раз-витию физических качеств с мальчиками «Перепрыгни через реку»; упражнять в прыжках на двух ногах с места в длину. Познавательно - исследователь-ская деятельность «Теплое – холодное» : способствовать раз-витию познавательного интере-са, тактильных ощущений. Проблемная ситуация «Как нам до-браться в осенний лес, чтобы по-любоваться красотой природы?» : побуждать организовывать игру, создавать условия для игры, рас-пределять роли, вступать в ролевой диалог.
Чтение К. Д. Ушинского «Рассказы и сказки про осень»
вечер Оздоровительная гимнастика по-сле сна. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Цель: развивать тактильные ощущения, расширить представление детей о форме овощей и фруктов. Индивидуальная работа по мате-матике «Найди предмет такой же формы». Цель: закрепить пред-ставление о геометрических фи-гурах. С Варей К., Катей М., Ни-китой, Катей Москвиной. Хозяйственно – бытовой труд «Мытьё игрушек» : воспиты-вать самостоятельность, тру-долюбие, желание содержать игрушки в порядке и чистоте, формировать умение органи-зовывать свой труд, подбирать необходимые средства для достижения цели. Проблемная ситуация «Пригласила гостей, хочу угостить салатом. А где взять овощей?» : учить распре-делять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать исполь-зованию в играх представлений об окружающей жизни.