Зульфира Сахибгареева
План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе
▼ Скачать
Перспективное планирование к году литературы в старшей группе № 3 «Зайчата».
Февраль
Тема Программные задачи
1. Конкурс – чтецов «Слава армии родной» Формирование умения выразительными интонациями читать стихи
2. Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Продолжать помогать, детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
Публикация «План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
3. Рассказ Фольклорный праздник «Масленица» Продолжать расширять знания о фольклоре, о народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений. (Г. А. Лапшина стр. 43).
Март
Тема Программные задачи
1. Беседа на тему: «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благи-ной «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном», (стр. 87) Помочь детям понять, как много сил и времени отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Материалы: стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».
2. Литературное гостиная, лите- ратурный досуг «В гостях у сказки» Закрепить знания детей о любимых сказках и сказочных героях.
Развивать мыслительные процессы : память, творческое воображение.
Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
3. Чтение сказки «Сивка-Бурка», (стр. 90) Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-Бурка».
4. Вечер сказок «Народов мира» Продолжать знакомить со сказками народов мира.
Апрель
Тема Программные задачи
1. Беседа «Любимые книги наших родителей». Развить устойчивый интерес к книге как самостоятельно наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективные средства образования и воспитания дошкольников.
2. «Путешествие в сказкоград». Воспитательная: воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка); доставить детям радость, создать бодро веселое настроение;
Обучающая: закрепить сюжет сказок; учить проявлять смекалку, находчивость;
Развивающая: развивать физические качества: силу, ловкость, быстрота, эстафетах;
Оздоровительная: формировать потребность к физическим занятиям.
3. Чтение стихотворений о весне. Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
Материалы: стихотворения Ф. Тютчев «Весенние воды» и А. Плещеев «Весна», А. Барто «Апрель».
4. Чтение рассказа Г. Паустовскоо «Кот-ворюга». Познакомить детей с рассказом Г. Паустовского «Кот-ворюга»
Май
Тема Программные задачи
1. Конкурс совместных работ родителей и детей «Что за прелесть эти сказки» (организация выставки) Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой.
2. «Былинные богатыри земли Русской» Дать представление о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитичне. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
3. Литературный калейдоскоп, (стр. 98 Гербова) Цели: выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети, познакомит со считалкой.
Материалы: стихотворение Т. Белозерова «День Победы». «Мирная считалка» В. Берестова.
4. «Мой любимый сказочный герой» выставка рисунков в группе. Развитие у детей умения работать в коллективе, развитие творческих способностей.
Подготовительная группа
Сентябрь
Тема Программные задачи
1. Малые фольклорные формы. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);
-воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);
-формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);
-упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.
Лит-ра: О. С. Ушакова з. 13,с. 175.
2. Я. Тайц «По грибы» - пересказ произведения Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;
-закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовать уменьшительно- ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);
-соотносить действие с его названием.
Лит-ра: В. Н. Волочкова з. 2, с. 19.
3. В. Крупинина «Отцовское поле» М. Глинская «Хлеб» - чтение Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
Лит-ра: В. Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.
4. А. Раскин «Как папа укрощал собачку» - чтение. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;
- учить;
- понимать образное содержание произведения;
- понимать главную мысль рассказа;
- связно передавать содержание произведения;
- воспитывать любовь к животным.
Октябрь
Тема Программные задачи
1. «Детство всегда с тобой» Литературный праздник с приглашением писателей и поэтов. -изучение творчества писателей и поэтов, которые родились в наших краях или посещали их;
2. Вставка литературы «Книжная полка для семейного чтения» Целью является организация культурно-просветительских мероприятий для дошкольников, формирующих позитивное отношение к чтению у детей и их родителей.
3. А. С. Пушкин- знакомство с творчеством. Познакомить с творчеством великого русского поэта;
- расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина;
- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина;
- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэм «Евгений Онегин» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы чувствовать, понимать и воспроизводить образность язык стихотворения;
- воспитывать любовь к природе.
Лит-ра: О. С. Ушакова з. 8, с. 168.
4. Творческое задание «Сочини стихотворение» Развитие творческих способностей у дошкольников с помощью рифмования;
Ноябрь
Тема Программные задачи
1 Д. Мамин- Сибиряк- знакомство с творчеством. «Медведко» - чтение рассказа. Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;
- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;
- учить определять, какому жанру относится каждое произведение;
- развивать интерес к любой книге.
- формировать умение осмысливать содержания «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.
2. «Что за прелесть эти сказки!» Уточнить и обогнать представление о сказках А. С. Пушкина;
- помочь в своеобразие их языка;
- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
- воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства понимать их значение.
3. Экскурсия в библиотеку Знакомства с библиотекой, формирование интереса к книге, вызвать интерес детей к чтению; знакомство с историей создания книги;
Воспитание бережного отношения и любви к книге.
4. Ознакомление с новым жанром – басней. «Стрекоза и муравей» - чтение басни И. А. Крылова. Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;
- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога», связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
Лит-ра: О. С. Ушакова з. 17, с. 181.
Декабрь
Тема Программные задачи
1. Знакомство с творчеством С. Михалкова. «Ошибка» - чтение басни. Учить детей эмоционального воспринимать содержание басни, понимать нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;
- формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;
- продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног») пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;
- воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.
Лит-ра: О. С. Ушакова з. 23, с. 189; В. Ю. Дьченко с. 216.
2. «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнаухова – чтение русской народной сказки. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;
- повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);
- учить осмысливать характеры персонажей сказки, составить описательный рассказ»;
- развивать умение пересказывать сказку по плану;
- формировать образность речи, понимание образных выражений.
3. Литературно – музыкальный новогодний карнавал Развивать музыкально – творческую инициативу детей с помощью театрализованной деятельности, познакомить детей с главными героями русских народных сказок, развить умение творчески использовать певческие навыки выразительного исполнения песен. Развивать музыкально – ритмические навыки, умение передавать через движение характер музыке, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с музыкальными фразами, развивать коммуникативные навыки.