Лена Загитова
План кружковой работы в подготовительной к школе группе «Красна изба»
▼ Скачать + Заказать документы
«Красна изба»
(знакомство с народным ремеслом, бытом в музее ДОУ)
Цель: Ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом башкирского, татарского и русского народа.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.
- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.
- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.
- Формировать уважение к историческому прошлому Башкортостана.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Темочки
- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Тематический план кружковой работы в подготовительной к школе группе.
Руководитель Загитова Л. Х.
№ Месяц Тема
1. Октябрь Музей - что это?
Добрая изба.
«Осень в гости к нам пришла».
Печь кормилица.
2. Ноябрь Хлеб - всему голова.
Посидим у самовара.
Хозяйкины помощницы.
Оденем куклу Алсу в башкирский костюм.
3. Декабрь Наша кукла Дуня в сарафане.
Волшебная прялка.
В гостях у Хозяюшки.
Мир старинных вещей.
4. Январь Вечера долгие руки умелые.
Рабочие руки не знают скуки.
Так мы раньше одевались.
От лучинки до электрической лампы.
5. Февраль Что о себе расскажет посуда.
Бабушкин сундук.
Рукодельницы.
6. Март Живая старина.
«Путешествие в прошлое утюга»
Праздник- «Карга боткасы»
«Масленица»
7. Апрель «Былины – кладезь народной мудрости»
«Русская красавица».
«В песне душа народа»
Давайте жить дружно.
8. Май Люби свой край и воспевай.
Перспективный план работы с детьми (подготовительная к школе группа)
№ Месяц Тема Программное содержание Методы работы
1. Октябрь Музей - что это?
Познакомить детей с этнографическим музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи.
Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Показ.
Обобщение
Добрая изба. Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение.
Показ. Обобщение.
Анализ.
«Осень в гости к нам пришла» Формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей при-лагательными:рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
.Экскурсия, целевая прогулка, наблюдения в природе,осенний праздник.
Печь-
кормилица. Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. Экскурсия в музей ДОУ. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение.
Показ. Обобщение.
Анализ.
2. Ноябрь Хлеб - всему голова.
Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании
хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать
знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов.
Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.
Встреча Хозяйки с караваем. Загадки.
Рассказ воспитателя: (как выращивали хлеб в старину, и как выращивают
сейчас)
Показ экспонатов.
Объяснение.
Беседа. Поговорки о хлебе. Пословицы о труде. Игра: «Каравай» Обобщение. Итог.
Посидим у самовара.
Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.
Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар».
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадка про самовар.
Рассмотреть самовары.
Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».
Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Игра: «Самовар»
Обобщение.
Анализ
Хозяйкины помощницы. Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес
к устному творчеству татарского и русского народа.
Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадки про посуду.
Дидактическая игра:
«Собери целое».
Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение.
Игра: «Разбей горшок»
Обобщение.
Анализ
Оденем куклу Алсу в башкирский национальный костюм. Познакомить детей с башкирским национальным костюмом. Обратить
Внимание на национальный башкирский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: Камзол, узор, кускар, башкирский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к башкирской культуре. Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Алсу)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:
«Укрась камзол».
«Опиши одежду Алсу». Обобщение.
Анализ.
3. Декабрь Наша кукла Дуня в сарафане. Познакомить детей с куклой Дуней в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма.
Выучить потешку про Дуню. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре. Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Дуни)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Потешка про Дуню.
Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: «Опиши одежду Дуни». Обобщение.
Анализ
Волшебная прялка. Познакомить детей
с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Экскурсия в музей ДОУ. Беседа.
Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)
Загадки. Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Повторение. Дидактическая игра:
«Кто быстрее соберет клубки в корзину»
Обобщение.
В гостях у Хозяюшки. Познакомить детей с жилищем
русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу : изба, бревно, мох, наличники окна.
Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа.
Осмотр избы.
(музейная
комната, макет избы).
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Игра.
«Кто быстрей поможет хозяйке»
Обобщение.
Анализ.
Мир старинных вещей. Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами.
Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.
Воспитывать интерес к народному быту.
Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.
Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«Кто быстрее принесет воду на коромысле».
Обобщение.
Анализ.
4. Январь Вечера долгие руки умелые. Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей : прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие. Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.
Рассказ воспитателя. Объяснения.
Загадки.
Словарная работа.
Игра:
«Кто быстрей намотает клубок».
Чтение сказки «Три дочери»
Пословицы.
Обобщение.
Анализ
Рабочие руки не знают скуки. Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа : серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Чтение сказки
«Колосок». Беседа.
Пословицы о труде.
Обобщение.
Анализ.
Так мы раньше одевались. Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить башкирскую и русскую одежду в старину.
Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Словарная работа : камзол, кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность. Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «В бабушкином сундуке разные одежды». Рассмотрение одежды. Объяснение. Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор. Игра:
«Одень правильно куклу».
«Расскажи, как кукла одета».
Анализ.
От лучинки до электрической лампы. Познакомить детей с
керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.
Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность. Экскурсия в музей ДОУ. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ.
Рассказ воспитателя.
(как и с помощью чего освещали избу
в старину)
Вопросы: Что было бы, если не было электричества
Словарная работа.
Игра: «Гори, гори ясно».
5. Февраль Что о себе расскажет посуда. Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью.
Познакомить детей татарской, русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. Встреча Хозяйки.
Беседа о блюдах.
Поговорки.
Рассмотреть экспонаты.
Пояснение
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Загадки о посуде.
Сказка о чугунке.
Обобщение.
Итог.
Бабушкин сундук. Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.
Вспомнить как называются башкирские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор.
Закрепить знания о башкирских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук».
Осмотр содержимого
сундука. Объяснение.
Беседа.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
(загадки)
Игра:
«Тубэтэй».
Итог.
Рукодельницы Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа : наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок. Продолжить знакомить с детским фольклором.
Научить к т. н. игре «У кого платок».
Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы. Экскурсия в музей ДОУ.
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Объяснение. Беседа.
Рассмотрение экспонатов.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Фольклор.
Игра:
«У кого платок».
Обобщение.
Анализ.
6 Март Живая старина. Познакомить детей с домашней утварью. Формировать интерес детей к подлинным предметам старины. Развивать созидательную и познавательную деятельность. Обогащать словарный запас детей: коромысло, корыто, утюг, лукошко, доска для стирки, комган. Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам. Экскурсия в музей ДОУ.
Загадки:
(о предметах старины)
Рассказ воспитателя с показом экспонатов.
Объяснение. Пословицы.
Вопрос: Чем заменили в настоящее время эти предметы?
Словарная работа.
Поговорки. Обобщение.
Анализ.
Путешествие в прошлое утюга Продолжать знакомить детей домашней утварью. Рассмотреть каким был утюг в старину, рассказать о том, что старинные утюги накаливали углями тю кю не было электричества.
Продолжать знакомить детей с фольклором. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам. Экскурсия в музей ДОУ.
Загадки:
(о предметах старины)
Рассказ воспитателя с показом экспонатов.
Объяснение. Пословицы.
Вопрос: Чем заменили в настоящее время эти предметы?
Словарная работа.
Поговорки. Обобщение.
Анализ.
Праздник-
«Карга боткасы» Познакомить детей
с татарским национальным праздником
«Карга боткасы» (Варонья каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре
татарского народа.
Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.
Привить ребенку интерес к традициям татарского народа.
Воспитывать в детях толерантность.
Знакомство с
праздником
через обыгрывание
и объяснение народных поверий.
Загадки.
(про весну,
про птиц).
Беседа.
Игры:
«Малика»
«Покажи-ка ты дружок»
Итог.
Анализ
«Масленица» Цель: ознакомить детей со старинными народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
План проведения
Заклички скоморохов.
Встреча Масленицы.
Хоровод вокруг Масленицы.
Представление и объяснение дней праздничной недели.
Песня про блины.
Игра «Пронеси блин на голове».
Игра «Перетягивание каната».
Сценка-игра «Коршун».
Песня «Жаворонок».
Хороводная песня «Ходит матушка весна».
Попевка «Солнышко».
Прощание с Масленицей.
7. Апрель «Былины - кладезь народной мудрости» Цель:
Формирование нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
1. Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении.
2. Вызвать интерес к русскому народному творчеству: языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3. Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.
4. Активизировать словарь детей словами: Древняя Русь, былины, сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.
5. Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.
6. Формировать художественно-речевые навыки.
7. Воспитывать любовь к родному языку и Родине. Предварительная работа :
1. Рассматривание картин: В. М. Васнецова "Богатыри"; К. Васильева "Битва на Калиновом мосту"; В. М. Васнецова "Битва на распутье"; Н. Рерих "Илья Муромец".
2. Чтение: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", былина "Никита Кожемяка".
3. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах.
4. Дидактические игры.
Русская красавица Цель : ознакомить детей с историей появления матрешки на Руси; рассказать о характерных особенностях разных видов матрешек.
Образовательная задача: закрепить знания о цветах, о теплых и холодных тонах.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к труду, к человеку-мастеру; развивать интерес детей к русскому народному творчеству.
Развивающая задача: развивать у детей чувство цвета и ритма Организационный момент.
Сообщение темы, постановка задач.
Изложение содержания заданий.
Практическая работа.
Итог и уборка рабочего места.
«В песне душа народа» Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества.
Задачи: познакомить детей с русским фольклором на примере народных песен, показать их разнообразие; воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке; развивать эмоциональный отклик на музыку.
Разучивание русских народных песен: «Пряхи», «Зимушка-зима», «Ой, сад во дворе», «Во поле береза», «Ай да масленица»; хоровода «Ай да береза», музыкальных игр «Пахари и жнецы», «Горелки».
Давайте жить дружно. Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты.
Воспитывать толерантность. Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы - Ильяс) Чтение сказки: «Падчерица»
Беседа. Сравнение со сказкой «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Игра: «Капкалы»
Обобщение. Анализ
8. Май Люби свой край и воспевай Дать понятие о празднике «Сабантуй» : как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к национальной культуре. Звучит песня про Сабантуй.
Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».
Рассмотреть иллюстрации.
Чтение стихов.
Рассказы детей о том,
как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями.
Дружба и братство дороже богатства. Продолжать знакомить детей с праздником «Сабантуй». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь. Рассказы детей.
Чтение стихов.
Игры:
«Бей в горшок», «Сары яулык», «Хоп, хоп».
Обобщение. Анализ