Кристина Борецкая
План-конспект занятия «Волшебство памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия “ Волшебство памяти»
Разработала педагог дополнительного образования Борецкая Кристина Александровна
Тема: «Волшебство памяти»
Состав учебной группы: 20 человек. 13девочек, 7 мальчиков, возраст учащихся- 9-11лет
Форма организации занятия : групповая.
Цель: Образовательная-познакомить учащихся с терминами «память», типами памяти, с механическим и осмысленным запоминанием. Формировать и развивать интерес к когнитивным процессам.
Воспитательная- воспитывать умение слушать друг друга.
Публикация «План-конспект занятия „Волшебство памяти“» размещена в разделах
Развивающая- показать разные способы процесса запоминания. Мотивировать учащихся на тренировку своей памяти.
Задачи: дать представление о видах памяти, показать связь различных видов памяти с органами чувств, научить различным способам запоминания.
Методы: мини-лекция к теме, метод мозгового штурма, дискуссия, метод ассоциативного ряда, тренировочные упражнения к теме работа в группах, Оборудование: дневники, фломастеры, бумага, презентация.
Базовые понятия и термины: память, процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, ассоциации, виды памяти
Ход занятия.
1. Организационный этап. Приветствие. Мотивация.
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
Приветствие- создание благоприятной атмосферы в коллективе.
3. Изучение нового материала. Объявление темы и целей занятия. -
Метод ассоциативного ряда. «Память» - это. Ответы записываются на доске.
Мини-лекция к теме: Составление конспекта в рабочих дневничках.
Есть люди у которых память просто фантастическая. Это А. С. Пушкин – он мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. В. А. Моцарт – запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Александр Македонский полководец. знал в лицо и по имени всех своих солдат.
Ребята, а как вы думаете, зачем человеку память? (ответы детей).
Если бы не было памяти люди чувствовали бы себя всю жизнь как новорождённые. У всех людей память индивидуальна. Она бывает нескольких типов :зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Запишите, пожалуйста, в своих дневничках.
4. Объем памяти. Измерить объем памяти пока никому не удалось. Ученые полагают, что он соизмерим с объемом информации, которая хранится в самой большой библиотеке. По мнению американского исследователя С. Коэна: “мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг работает лишь на ничтожную часть своей мощности».
Упражнение «Живая картинка»
Материал: карточки с изображением машины, самолета, пчелы, слона и пр.
Проведение: Каждому ребенку раздается карточка с изображением машины, самолета, пчелы, слона и пр. Ребенок, посмотрев на картинку, пытается изобразить персонажа, нарисованного на ней. Остальные дети пытаются догадаться, что он изображает.
Упражнение «Восстанови пропущенное слово» Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвё ртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: без сохранения очерёдности слов или по порядку.
Память — сложный познавательный психический процесс, заклю-чающийся в отражении человеком своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации, сохранение (удержание информации, и воспроизведение (выдача информации). Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти, или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем. Эти процессы взаимосвязаны.
Дискуссия: для чего нужна людям память?
Работа в парах: виды памяти по характеру психической активности.
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т. д. Двигательная память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов.
(вызывается один из учеников к доске, он показывает ритмическое движение, все повторяют).
Метод мозгового штурма: назовите еще примеры двигательной памяти
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства
Упражнение «незабываемые моменты». Задание: опишите «незабываемые моменты» в вашей жизни для каждого случая, предложенного далее.
Незабываемый праздник,
Незабываемая поездка,
Незабываемый успех.
Дискуссия: почему именно этот момент запомнился вам?
Вывод: Эмоционально окрашенная информация запоминается гораздо лучше, чем безразличная для человека (забывается в первую очередь все то, что оставило человека равнодушным, а еще чаще забывается то, чего человек не хочет делать. Например, не хотелось идти к «нулевому» уроку – забыл завести будильник на час раньше обычного.)
Зрительная память
Физ минутка Давайте посмотрим как действует зрительная память. Посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить всё что здесь изображено.
Давайте вспомним какой персонаж был изображён в центре? (баба-яга)
Какие сказки с этой героиней вы помните? (Морозко, гуси-лебеди, Василиса-Прекрасная)
Какой персонаж располагался в верхнем левом от вас углу? (Мальвина)
А из какой она сказки? (золотой ключик)
Какой персонаж изображён в левом от вас нижнем углу? (Маша и медведь)
В правом верхнем от вас углу расположился.? (Вини Пух)
А кто расположился в нижнем правом углу (Том и Джерри).
А какой герой был над Бабой Ягой?
Запоминание с помощью зрения и есть зрительный тип памяти.
Слуховая память. А сейчас мы познакомимся со слуховой памятью.
Послушайте и попробуйте запомнить следующие стихотворение:
Я не зря себя хвалю
Всем и всюду говорю
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю
«Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
А старушка в это время
Мыла кактус на окне»
Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне
Ехал кактус на коне
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне
Знаю я что говорю
Говорил, что повторю
Вот и вышло без ошибок
А чего хвалиться зря.
Без ошибок ли получилось у меня повторить? (с ошибками)
А кто попробует без ошибок повторить правильное четверостишье?
Запоминание с помощью слуха – слуховая память.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.
Упражнение «Пиктограммы» -а)Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных мной слов сделать какой-нибудь рисунок, отражающий это слово: грузовик, гнев, весёлая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик-трус, капризный ребёнок, хорошая погода, интересная сказка.
Назовите исходные слова.
б) А сейчас рисовать рисунки вы должны мысленно, в уме: весёлый праздник, тёмный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, тёплый вечер.
Назовите исходные слова.
Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Упражнение «Запомни слова»
Цель: развитие словесно-логической памяти
Задание: зачитываются слова. Надо запомнить их попарно. Затем зачитывается только первое слово каждой пары, а учащиеся записывают второе.
КУКЛА - ИГРАТЬ МЫШКА – НОРКА КУРИЦА - ЯЙЦО СНЕГ - ЗИМА
НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ПЕТУХ – КРИЧАТЬ ЛОШАДЬ – САНИ
ЧЕРНИЛА – ТЕТРАДЬ КНИГА - ЧИТАТЬ КОРОВА - МОЛОКО
БАБОЧКА - МУХА ПАРОВОЗ ЕХАТЬ СОЛНЦЕ - ЛЕТО
ГРУША – КОМПОТ ЩЕТКА - ЗУБЫ ЛАМПА – ВЕЧЕР
Мини-лекция. В зависимости от наших желаний (установок, мозг может запоминать что-либо ненадолго (кратковременную память, или надолго (долговременную). Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.
5. Закрепление изученного материала
Работа в группах: выработать рекомендации «Правила обращения с памятью»
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ
-Заучивайте с желанием знать и запомнить.
- Ставьте цель запомнить надолго.
-Пользуйтесь смысловыми опорами,
-Начинайте повторять до того, как материал начинает забываться.
-Заучивайте и повторяйте небольшими частями — лучше учить
по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
-После математики следует учить историю, после физики — литературу. Память любит разнообразие.
Во время заучивания желательно делать записи, зарисовывать схемы, диаграммы, чертить графики.
Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные — разбивать на порции.
Если задание получено во вторник, а воспользоваться заученным результатом надо в пятницу, не ждите четверга: выучите сразу, а накануне только повторите.
6. Подведение итогов. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме.
Метод «незаконченных предложений» : «Сегодня я узнал, что…