Елена Миронова
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Волшебство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Волшебство воздуха».
Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха.
Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, активизировать и обогащать словарь детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Воспитывающая: воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с материалами, формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе. Проведение опытов с водой, песком, камнями. Чтение познавательной литературы о воздухе. Рассматривание работ в нетрадиционной технике рисования.
Приоритетные образовательные области:
«познание», «художественно – эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познание», «художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, миски с водой, игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, гуашь, кисточки, фонарики, стаканчики и трубочки.
Ход:
Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же, без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!
(ответы детей)
Воспитатель: скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: чтобы найти воздух мы отправимся в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
(ответы детей)
Опыт «Поймай невидимку».
Воспитатель:
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: он пуст.
Воспитатель: его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его, пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
(ответы детей)
Воспитатель: вывод, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакет, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).
На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А внутри людей, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт «Воздух и человек».
Воспитатель: перед вами стаканчик с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах, есть воздух?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Тонет – не тонет».
Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок и другие мелкие предметы и раскладывают в два тазика с водой.
Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух – плавают!
Физминутка.
Коль с водой имеем дело (показ – переливаем воду из одного кулачка, в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду – не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром друг другу)
Фартук – друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь на промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: ребята, пожалуйста, рассаживайтесь за столы.
Опыт «Раздуй каплю».
Воспитатель: на листе бумаги рисуем дерево, используя побольше воды, чтоб краска была жидкой (гуашь) и берем трубочку для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр рисунка, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны. Посмотрите, как у краски разбегается в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? А теперь давайте украсим наши деревья.
Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели. В результате наших поисков, мы обнаружили (подводятся итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :
-что воздух постоянно нас окружает;
-что способ обнаружения воздуха – «запереть воздух», «поймать» в оболочку;
-что воздух легче воды;
-что воздух есть внутри предметов;
-что воздух есть внутри людей.
Рассматривание творческих работ, оформление выставки.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». — М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – С-Пб, 2008.