Елена Лященко
План-конспект занятия в средней группе по предметам математического цикла «Геометрические фигуры» (закрепление)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия в средней группе по предметам математического цикла тему :
"Геометрические фигуры" (закрепление)
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах; формировать представление о порядковом счете.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Способ организации: активно - деятельностный.
Вид детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Задачи психолого-педагогической работы с детьми:
Образовательные: закрепить представление о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина); учить детей считать в пределах четырёх и уметь соотносить число и цифру.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок; развивать умение считать, группировать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, величина) и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, добиваться поставленной цели; воспитывать желание прийти на помощь.
Материалы и оборудование : куклы - колобка, зайца, волка, медведя, лисы; шаблоны варежек, шуб, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры; иллюстрация торта; логическая игра «Кто что ест»; счетные палочки; 4 обруча с цифрами 1, 2, 3,4; медальончики на каждого ребенка с цифрами.
Методы и приемы:
Наглядный – показ игрушек, игровые действия.
Словесный - художественное слово, беседы, вопросы, метод объяснения, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесная игра.
Практический - игровые упражнения.
Метод контроля - стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Литературный ряд: русская народная сказка «Колобок»
Зрительный ряд: настольный театр.
Планируемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:
Любознательный, активный Активность в продуктивной деятельности, в беседе.
Эмоционально отзывчивый Умение сохранять позитивный настрой на всем протяжении продуктивной деятельности. Умение применять свои знания в практической деятельности. Испытывать радость от результата своей деятельности.
Овладевший универсальными предпосылками деятельности Умение работать по объяснению, следовать правилу продуктивной деятельности.
Овладевший необходимыми умениями и навыками Умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. Освоение знаний о геометрических фигурах, счёте в пределах четырёх и соотнесение числа и цифры.
Организация пространства: Напротив стола расставлены полукругом стульчики для просмотра сказки, детские стулья по количеству детей. Столы стоят позади. Рабочее место для детей заранее организовано: на столах стоят тарелочки с геометрическими фигурами разного цвета и величины, приготовлены наборы счётных палочек.
Предварительная работа : Игра «Геометрическое лото», игра «Форма и цвет», игра «Найди свой домик», игра «Живые цифры», игра «Составь фигуру», физкультминутка «Колобок», логическая игра «Кто что ест».
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Методическое обоснование
Организационный этап 1 мин. Ребята, вы хотите пойти в сказку?
А в какую сказку мы пойдем, попробуйте догадаться сами.
На сметане был мешен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабы с дедом,
А лисе он стал обедом. Дети сидят на стульях полукругом. Слушают загадку.
Колобок Словесный метод - художественное слово, хоровые ответы детей.
Вводный этап
2 мин. Дети вместе с воспитателем рассказывают начало сказки. Все разыгрывается куклами.
-Жили-были дед да бабка. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться. Колобок лежал-лежал, да и укатился
-Почему колобок укатился? Дети сидят на стульях полукругом рассказывают сказку.
Он был круглый. Словесный метод - художественное слово, индивидуальные ответы детей.
Наглядный метод – показ игрушек, игровые действия.
Практическая работа
7 мин.
Катится колобок, а навстречу ему заяц.
-Колобок- колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц!
- Хорошо, не буду, если ты мне поможешь! Наступила зима. А в нашей заячьей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок!
-Ребята, поможем найти варежки?
Заяц объясняет.
- У меня варежки синие с белыми квадратами.
-У зайчихи красные с желтыми треугольниками.
-У зайчонка Тома зеленые с синими кругами.
-У зайчонка Тима желтые с красными прямоугольниками.
-Спасибо вам ребята и тебе колобок, что вы помогли мне найти варежки!
Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. Сидит под кустиком и дрожит.
- Волк, ты, почему дрожишь?
- Зима пришла, а у меня шуба вся дырявая.
-Ребята, поможем волку зашить шубу?
Проводиться игра «Подбери заплатку».
-Спасибо, вам дети и колобок, что вы мне помогли. Теперь я не замерзну!
Обобщение: а как одним словом мы можем назвать квадрат и треугольник?
3. Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится вдали
Без тропинок и дорог?
Ты зачем на край земли
Покатился колобок?
Колобок, колобок,
Ну, куда ты, дружок?
Но, какой тебе прок
Убегать за порог?
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
Не попался на зубок,
Вот какой я, колобок!
Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь идет и ревет.
- Что случилось, медведь?
- Зима пришла, все медведи уже спят. А у меня дома нет, поэтому я хожу и реву на весь лес.
-Помоги мне колобок и вы, ребята!
- Поможем медведю построить дом?
- Из каких геометрических фигур вы построили домики? (2 квадрата и треугольник).
-Спасибо вам ребята и колобок! Вы мне домики построили и про геометрические фигуры рассказали!
Подвижная игра «Найди свой домик»
Правила: На полу лежат 4 обруча внутри каждого обруча цифры, от 1 до 4. По номеру медальона дети ищут свои домики.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса.
- Колобок, колобок, я тебя есть не буду, у меня сегодня день рождения. Ко мне пришли друзья и подарили мне торт со свечками. Да вот беда - я забыла, сколько мне исполнилось лет. Помогите мне!
- Поможем ребята лисе?
-А как?
- Зачем?
- Сейчас ко мне придут в гости медведь, заяц и волк. Помогите мне, пожалуйста, приготовить угощение.
Проводится логическая игра «Кто что ест».
- Спасибо вам ребята и колобок за вашу помощь. Дети садятся за столы.
Да, поможем.
Дети на своих столах подбирают пары варежек
Да, поможем.
Дети подбирают заплатки по форме дыр на шубе.
Геометрические фигуры.
Дети идут по группе друг за другом.
Дети выкладывают из счетных палочек дом.
2 квадрата – большой, маленький и треугольник.
Дети находят свой домик по цифре на медальоне и карточке внутри обруча.
Да!
Сосчитать свечки.
Сколько свечек столько лет.
Считают – 4 года?
Словесный метод - вопросы, метод объяснения, рассказ воспитателя, хоровые ответы детей.
Практический метод – игровые упражнения - группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Словесный метод - художественное слово.
Практический метод - игровые упражнения.
Словесный метод – метод беседы, объяснения.
Практический метод - игровые упражнения – выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры : квадрат и треугольник.
Практический метод - игровые упражнения - соотносить число и цифру, считать в пределах четырёх.
Словесный метод – словесная игра - вопросы, хоровые и индивидуальные ответы детей.
Рефлексия
2 мин. - Ребята, вам понравилось сегодня на занятии?
- Чем мы сегодня с вами занимались?
- Что нового вы узнали? Да!
Мы помогли зайчику подобрать пары варежек, волку зашили шубу, медведю построили дом, а лисичке помогли вспомнить, сколько ей исполнилось лет, и помогли приготовить угощенье для её гостей.
? Словесный метод - вопросы, хоровые и индивидуальные ответы детей.
Заключительный этап
1 мин. - Спасибо вам ребята, вы мне помогли подружиться, с зайцем и его семьей, волком, медведем и лисой. А теперь мне пора возвращаться к бабушке и дедушке. До свидания! До свидания, Колобок!
Самоанализ
НОД по формированию элементарных математических понятий на тему : «Геометрические фигуры" (закрепление)» Проведена в средней группе, присутствовало 14 детей. Непосредственно образовательная деятельность, связана с предыдущим, относится к типу НОД по комплексному применению знаний и умений. Общей дидактической целью, которой было создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.
При планировании НОД учитывала, что у воспитанников уже сформированы необходимые знания и умения в счете и отсчете предметов в пределах 4 и в запоминании чисел; в различении геометрических фигур.
Программное содержание занятия соответствовало четко сформулированным задачам.
Образовательные: закрепить представление о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина); учить детей считать в пределах четырёх и уметь соотносить число и цифру.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок; развивать умение считать, группировать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, величина) и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, добиваться поставленной цели; воспитывать желание прийти на помощь.
Занятие построено в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
На НОД была выбрана следующая структура:
1) Организационный момент.
2) Целеполагание и мотивация.
3)Применение знаний (счет и соотнесение числа и цифры; геометрические фигуры. умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина).
4) Рефлексия.
Для реализации целей использовались следующие методы и приемы:
Наглядный – показ игрушек, игровые действия.
Словесный - художественное слово, беседы, вопросы, метод объяснения, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесная игра.
Практический - игровые упражнения.
Использование перечисленных приемов создало условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным.
Считаю, что методы и приемы отвечали возрастным особенностям детей.
Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на занятии, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.
В организационном моменте дала понять о том, что дети отправятся в сказку, где их ждут приключения, поиски выхода из проблемных ситуаций, принятие правильного решения и выполнения заданий.
Для решения поставленных задач задействовала все рабочее пространство группы : учебную и игровую зоны. Мною были подобраны необходимые наглядные пособия и дидактический материал (куклы - колобка, зайца, волка, медведя, лисы; шаблоны варежек, шуб, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры; иллюстрация торта; логическая игра «Кто что ест»; счетные палочки; 4 обруча с цифрами 1, 2, 3,4; медальончики на каждого ребенка с цифрами).
На занятии использовала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы.
Во вступительной части настроила ребят на активную работу и позитивный контакт друг с другом (все получится, если будем помогать друг другу, заинтересовала предстоящей деятельностью – помощь сказочным героям).
Основная часть занятия направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Поставив перед детьми конкретные задачи, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, вносила коррективы в их знания, оказывала необходимую помощь, поощряла даже минимальные успехи. Объем учебного материала обеспечивал активность детей и темп работы в течении занятия. Его содержание отвечало цели занятия, был научным и вместе с тем доступным детям.
Особое внимание уделяла развитию речи детей, обогащала их словарь новыми выражениями, следила за правильным построением предложений. Добивалась осознанного употребления числительных, соотнесения количества с числом и цифрой.
Занятие организовано с учетом работоспособности и утомляемости детей среднего дошкольного возраста. В связи с этим предусмотрела проведение физкультминутки.
В заключительной части был подведен итог занятия. Дети ответили на вопросы: «Что мы делали для того, чтобы помочь героям сказки?», «Что помогало нам справиться с заданиями?»
Воспитатель для детей – образец для подражания. Во время занятия старалась быть собранной, эмоциональной, доброжелательной, старалась давать четкие. лаконичные инструкции.