Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу
План-конспект
открытого занятия педагога дополнительного образования
Ивановой Елены Михайловны
руководителя вокального кружка «Поющие друзья»
технологического техникума г. Биробиджан
Тема занятия : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров».
Публикация «План-конспект занятия по вокалу» размещена в разделах
Цель занятия : сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Задачи:
а) обучающие:
• закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;
• дать понятие «алгоритм»;
• обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;
• научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;
б) развивающие:
• в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
• развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;
в) воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;
• воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.
Технологии, используемые на занятии :
• Технология формирования певческой культуры.
• Технология дифференцированного обучения.
• Технология индивидуального обучения.
• Здоровьесберегающая технология.
Материальные средства обучения:
• фортепиано
• доска, мел
• магниты
• мульти-медиа проектор, экран
• стулья
• карандаш, тетрадь
• ноутбук
• микрофон
• фонограмма минус
• ноты и текст песен
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.
Педагог:
Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте:
Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными: стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.
Тема нашего занятия звучит так : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров», а.
цель наша сегодня: узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.
II. Теоретическая часть.
Изучение нового материала.
И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться: в чем состоит суть темы занятия. Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм». Сразу спрошу: может кто-то знает, что оно означает?
Учащиеся: …
Педагог:
А ведь, нет ничего проще: алгоритм — последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.
А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда (в вокальный кружок) заниматься?
Учащиеся: Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.
Педагог:
Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.
Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять: из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.
А, кстати, кто может напомнить: чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.
Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.
В ансамбле – другие особенности: много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.
Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.
Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу», а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал». Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?
Учащиеся: …
Педагог: Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.
Физминутка
Педагог: Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?
Учащиеся: …
Педагог: Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.
III. Практическая часть.
Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений.
3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя) :
1. Певческая установка.
2. Артикуляционная гимнастика:
• Разработка щё к: «Клоунские гримасы: улыбка-трубочка», «Пасть льва», «Хомячок: голодный и сытый», «Шпаги».
• Разработка губ: «Пятачок», «Кусаем губы», «Недовольная лошадь».
• Разработка языка: «Жевачка», «Часики», «Лошадь и пони».
• Разработка мягкого неба: «Колесики», «Позеваем».
3. Упражнения на дыхание:
• «Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох).
• «Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5).
• «Насос» (медленный вдох-сильный выдох).
• «Собака в жару».
4. Распевание:
• «На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание).
• «Два звука: м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака).
• «Пять звуков: «пение губами» (+работа мышц губ).
• «Пять звуков: а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре).
• «Пять звуков: Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки).
• «Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).
Педагог: А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед».
3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением
(«Только вперед» - 1 куплет и припев) :
1. Повторение песни (1 куплет и припев).
2. Припев:
• Мелодия и гармония: работа по голосам и ансамблем.
• Ритмическая и темповая слитность ансамбля.
• Единая манера звукообразования: округлые гласные.
• Фразировка.
3. Куплет (работа с солистами) :
• Соло (дикция).
• Двухголосие (умение слушать друг друга, строить интервалы).
4. Соединение куплета с припевом:
• Своевременное вступление солистов.
• Пауза перед припевом.
• Уверенное вступление в 2-х голосие: подготовительная музыкальная фраза перед вступлением в припев.
5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев) :
• При помощи фортепиано и педагога.
• Самостоятельно.
Физминутка
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.
Дети: Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).
Педагог: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая: определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.
Будьте, пожалуйста, внимательны: не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.
Работа ведется педагогом параллельно: используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.
3.3 Работа над сольным вокальным произведением :
1. «Белыми птицами» Елена Фурман и Кристина Сенько :
• ритмический ансамбль,
• своевременность вступления,
• темп,
• дикция и артикуляция,
• чистота интонации в припеве.
2. «Кукушка» Ксения Боковня:
• единая округлая манера звукообразования,
• дикция,
• звук на опоре – избавление от пения на крике.
3. «Звездный календарь» Настя Егрищина:
• тембральная окраска голоса (светлый, легкий полетный звук,
• дикция и артикуляция,
• единая открытая манера звукообразования,
• пение на опоре.
4. «Я вернусь» Юлия Слесарчук :
• тембральная окраска голоса (чередование темного, глубокого звука с легким, светлым,
• динамические оттенки,
• пение на опоре,
• фразировка,
• жанр и характер произведения,
• интонационно-драматическое развитие песни (контрастное).
IV. Подведение итогов.
Педагог: Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать: что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.
Учащиеся: 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед». 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.
Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях. А сегодня всем спасибо, до свидания!