Раиса Удалова
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе коррекционного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе коррекционного ДОУ
Удалова Раиса Михайловна, учитель-дефектолог, г. Владивосток
Много лет работаю в коррекционном детском саду. У нас обучаются дети с нарушением слуха, проживающие в г. Владивостоке и Приморском крае.
Публикация «План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе коррекционного ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
К этому занятию мы с детьми подготовили выставку фотографий животных, которые живут в их доме или дворе, совместно сделали макет скотного двора, выучили стихи о животных, побывали в контактном зоопарке.
Тема занятия: «Домашние животные».
Образовательные задачи: закрепить знания детей о жизни домашних животных, расширить, активизировать словарный запас.
Развивающие задачи: формировать связную, грамматически правильную речь детей, диалогическую и письменную речь, использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом и предложения с причинным союзом. Использовать на занятии по развитию речи знания, полученные на занятии по формированию элементарных математических представлений.
Коррекционные задачи: продолжать работу по формированию слитного, внятного произношения речевого материала в темпе, близком к нормальному; соблюдать орфоэпические нормы; упражнять детей в восприятии на слух речевого материала.
Воспитательные задачи: воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование и материалы: созданный совместно с детьми макет «Скотный двор», фотографии своих животных, презентация на интерактивной доске «Назови детёнышей животных», карточки «Узнай животное», индивидуальные карточки с письменным заданием, картинки животных, таблички, картинка «Узнай, сколько коров за забором?».
Виды работы
1. Организация детей
-Как ты слышишь, ?
-Я слышу хорошо. (Дети кохлеарно имплантированные и с индивидуальными слуховыми аппаратами).
2. Работа с макетом «На скотном дворе»
-Что это?
- Это сарай (сено, вода, трава).
- Кто тут живет? Скажите одним словом.
- Тут живут домашние животные.
- Как люди заботятся о домашних животных?
- Люди строят сарай, кормят животных.
3. Слуховая игра «Лишнее слово»
- Слушайте. Скажите, какое животное я назвала неверно и почему так думаете. Лошадь, коза, волк, собака.
- Волк-неверно. Я думаю так потому, что волк не домашнее животное. (2-3 варианта).
4. Ответы на вопросы, выставление фигурок животных на макете
- Кто сторожит дом?
- Дом сторожит собака.
- Какую пользу приносит кошка?
- Кошка ловит мышей.
- Кто дает молоко, теплую шерсть?
- Коза дает молоко, шерсть.
Загадка.
- Слушайте загадку. Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?
- Это свинья.
Диалог. (У 2-х детей карточка с изображением частей тела коровы и лошади).
-, спроси, кто у Максима.
- Максим, кто у тебя?
- У меня лошадь.
- Почему так думаешь?
- Я думаю так потому, что вот грива, хвост длинный, толстый. (Аналогично с другой карточкой).
- Какое животное есть у тебя дома?
- У меня дома есть кошка.
- Как зовут кошку?
- Кошку зовут …
- Ты любишь играть с кошкой?
- Да, люблю. А у тебя кто есть?
– У меня …
5. Словесная игра (на слух) «Да - нет»
- Из молока делают вкусные продукты. Я буду называть разные продукты. Если они из молока, хлопните в ладоши и скажите: «Да». Если не из молока, машите рукой и говорите: «Нет». Слушайте. Сметана, масло, мед, творог, мороженое, сок, йогурт.
6. «Скажите ласково»
- Домашние животные очень нужны людям, поэтому мы их любим и называем ласково. Скажите, как ласково можно назвать ….
(Дети называют животных словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
7. Сравнение животных по величине
- Животные по величине разные. Давайте их сравним. Кто самый большой (из фигурок? Юля, иди, поставь их по порядку (ребенок выставляет, начиная с большего, и называет результат сравнения).
-Лошадь большая, корова меньше, коза еще меньше, кошка маленькая.
(Затем предлагается назвать, начиная с меньшего)
8. Физминутка. Игра «Петушок»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Сел петух на забор, закричал на весь двор. Ты, Жора, не зевай, кто кричал сейчас, узнай!» Ребенку закрываем глаза, один ребенок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Жора по голосу должен определить кричавшего. (3 раза повторяем игру).
Дети подходят к своим местам.
9. Презентация на интерактивной доске «Детеныши животных»
Изображение животного с надписью: «У коровы …» (Дети читают начало фразы и заканчивают нужным словом. Аналогично со всеми фразами. В это время выставляем детенышей на макете).
10. Расскажи о животном. (На столе перевернутые картинки).
- Расскажите о животных. Ты знаешь, кто там?
- Нет, не знаю.
- Возьми какую хочешь картинку. (Ребенок берет картинку, смотрит, какое там животное и рассказывает о нем с использованием макета скотного двора).
-Это лошадь. Лошадь большая, сильная. У лошади есть грива, длинный толстый хвост. Лошадь живет в … Летом лошадь ест траву, а зимой сено. Лошадь возит груз, возит людей. У лошади детеныш (есть) жеребенок.
(рассказы о 2-х животных)
11. Задание на логическое мышление «Сколько коров за забором?» (Детям предъявляется картинка: забор, за которым видны рога животных).
- Как вы думаете, сколько там коров?
-Там четыре коровы. Я думаю так потому, что у коровы два рога, а там вижу восемь рогов. (Выдвигается полоска бумаги - «забор», дети видят четырех коров).
12. Письмо
(Детям предлагаются карточки в перевернутом виде. На каждой карточке вопрос: «Какую пользу приносит?»)
- Ребята, прочитайте, что написано, вместо точек напишите пропущенные слова.
Кошка. …
Собака … ….
Лошадь ….
Корова … …
13. Чтение стихов о животных
- Ребята, кто хочет рассказать о. животном стихотворение?
(Дети рассказывают о животных заранее выученные короткие стихи).
14. Итог занятия
- Дети, что мы делали сегодня?
- Мы говорили о домашних животных, писали, читали стихи.
- Молодцы, вы все работали хорошо.