Марина Белянина
План-конспект занятия «Ай да картошечка!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающие:
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Публикация «План-конспект занятия „Ай да картошечка!“ (старшая группа)» размещена в разделах
Воспитательные:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы: Клубни картофеля разных сортов. Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады. Терка, крахмал, мука, лупы, накрахмаленная салфетка, кисель, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
Чтение художественной литературы: Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка).
Художественное творчество: Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина».
Труд: Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Мотивация:
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»
Воспитатель:
Друзья, здесь лежит продукт для вас, Который скажет вам сейчас О том какой он не простой, О том как вкусно кормит нас!
- Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)
Правильно о картошке.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
В некотором царстве, В некотором государстве Не на Марсе и не на Луне- Жила картошечка в земле. Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том, Как пришёл картофель в дом! О всех свойствах, об уходе. О работе в огороде. О поделках, вкусной пище…. Многое должны узнать И уже пора начать.
Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси.
Воспитатель: Пришло время отгадывать загадки и поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку» : (воспитатель загадывает загадку, и кидает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)
Вот соль тебе, Вот хлеб и ложка – Сварилась к ужину …. (картошка)
Что копали из земли, Жарили, варили. Что в золе мы испекли Ели и хвалили…. (картошку)
И зелён и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом (картошка)
Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» Это чудо плод….(картошка)
Её едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошка – Везде присутствует (картошка)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним пословицы и поговорки о картофеле.
Дети: Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Воспитатель: Молодцы какие, много пословиц и поговорок знаете! А я вам раскажу о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Дети: Да.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать, Что скажу, то повторять: Руки вверх и подтянулись, Наклонились разогнулись, Вдох и выдох- улыбнитесь, Потихонечку садитесь.
Воспитатель: Ребята, а раскажите как выращиваю картофель? (ответы детей).
А теперь возьмите в руки картофель и рассматривают его.
- Какого он цвета? (ответы детей).
- А какой он формы? (ответы детей).
- Какой на ощупь? (ответы детей).
- Опасен ли зеленый картофель? (ответы детей).
Воспитатель проводит игру:
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует – качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром – потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай. А теперь предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля
Из чего состоит картофель? Почему сваренный картофель рассыпчатый?
А как вы думаете, для чего нужен крахмал? Что общего между киселём и белой салфеткой? (Если дети затрудняются с ответами, то помогает)
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.
Кто видел крахмал?
Воспитатель: Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?
Опытно – экспериментальная деятельность:
Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?
Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала
Заключение:
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось, что мы делали? А что больше всего? Что вы нового узнали о картофеле? Какое у вас настроение? (ответы детей)
Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали.
Спасибо вам за активное участие, а на обед у нас сегодня будет картофельное пюре с котлетой!